Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/337517| Заглавие документа: | Применение искусственного интеллекта в журналистике: студенческие практики |
| Другое заглавие: | The use of artificial intelligence in journalism: student internships |
| Авторы: | Градюшко, Александр Александрович Hradziushka, Aleksandr Минчук, Инна Ивановна Minchuk, Inna |
| Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации |
| Дата публикации: | 2025 |
| Издатель: | Гродненский государственный университет имени Янки Купалы |
| Библиографическое описание источника: | Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2025. – Т. 15. – № 3. – С. 27-36. |
| Аннотация: | Цель исследования – выявление особенностей использования инструментов искусственного интеллекта (ИИ) студентами, обучающимися по специальности «Журналистика», а также определение их установок в отношении ИИ и представлений о его влиянии на профессию. Объектом исследования выступили практики взаимодействия студентов с генеративными ИИ-системами в учебной и повседневной среде. Научная новизна работы заключена в анализе эмпирических данных, полученных в результате онлайн-опроса студентов двух белорусских вузов (Белорусского государственного университета и Гродненского государственного университета имени Янки Купалы), что позволяет впервые ввести в научный оборот конкретные модели использования ИИ в белорусском образовательном контексте. В основе методики исследования – количественно-качественный анализ данных анкетирования студентов 1–4 курсов (n = 260) с элементами контент-анализа открытых ответов. Во введении указана актуальность темы, связанная с быстрым внедрением ИИ в образовательную и медиасреду. В основной части исследования выявлены и представлены частота и цели использования ИИ, преобладающие сценарии взаимодействия, ограниченный круг сервисов, а также высокий уровень интереса студентов к мультимедийным и визуальным возможностям нейросетей. Полученные результаты демонстрируют высокую степень интеграции генеративного ИИ в учебную и внеучебную деятельность студентов: 95 % опрошенных используют ИИ в образовательных целях, при этом большинство респондентов (59 %) регулярно прибегают к 2–3 различным моделям. Анализ открытых ответов участников опроса показал, что будущие журналисты воспринимают искусственный интеллект преимущественно как вспомогательный инструмент, способный ускорить выполнение рутинных задач и освободить время для творческой работы. Среди рисков чаще всего называются шаблонность, потеря авторского стиля и угроза профессиональной деградации. В заключении сделан вывод о том, что ИИ воспринимается будущими журналистами как неотъемлемая часть профессиональной среды. Результаты исследования могут использоваться при разработке образовательных программ, ориентированных на развитие цифровых компетенций, в исследовательской и методической работе, а также в редакционной практике, связанной с интеграцией ИИ в деятельность редакций, включая автоматизацию рутинных задач, адаптацию форматов медиапроизводства и повышение эффективности журналистского труда в условиях цифровой трансформации. |
| Аннотация (на другом языке): | The purpose of the study is to identify the characteristics of the use of artificial intelligence (AI) tools by students majoring in journalism, as well as to determine their attitudes toward AI and their perceptions of its impact on the profession. The object of the study was the practices of student interaction with generative AI systems in educational and everyday environments. The scientific novelty of the work lies in the analysis of empirical data obtained as a result of an online survey of students from two Belarusian universities (Belarusian State University and Yanka Kupala State University of Grodno), which allows for the first time to introduce specific models of AI use in the Belarusian educational context into scientific circulation. The research methodology is based on a quantitative and qualitative analysis of data from a survey of first- to fourth-year students (n = 260) with elements of content analysis of open-ended responses. The introduction highlights the relevance of the topic, which is related to the rapid introduction of AI into the educational and media environment. The main part of the study identifies and presents the frequency and purposes of AI use, the prevailing interaction scenarios, the limited range of services, as well as the high level of student interest in the multimedia and visual capabilities of neural networks. The results demonstrate a high degree of integration of generative AI into students’ academic and extracurricular activities: 95 % of respondents use AI for educational purposes, with the majority (59 %) regularly resorting to 2–3 different models. An analysis of the open-ended responses of survey participants showed that future journalists perceive artificial intelligence primarily as an auxiliary tool capable of speeding up routine tasks and freeing up time for creative work. The most frequently cited risks are formulaic writing, loss of authorial style, and the threat of professional degradation. The conclusion is that AI is perceived by future journalists as an integral part of the professional environment. The results of the study can be used in the design of educational programs focused on the development of digital competencies, research and methodological work, as well as editorial practice related to the integration of AI into editorial activities, including the automation of routine tasks, the adaptation of media production formats, and the improvement of journalistic work efficiency in the context of digital transformation. |
| URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/337517 |
| Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
| Располагается в коллекциях: | Кафедра периодической печати и веб-журналистики |
Полный текст документа:
| Файл | Описание | Размер | Формат | |
|---|---|---|---|---|
| Hradziushka_Minchuk_2025.pdf | 467,82 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.

