Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/289063
Заглавие документа: Трансформация форм коммуникаций в современном университете при цифровой глобализации
Другое заглавие: Transformation of communications in the new (modern) digital university in the context of digital globalization
Авторы: Дьячкова, А. В.
Томюк, О. Н.
Фаизова, А. Р.
Дудчик, А. Ю.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
Дата публикации: 2020
Издатель: LLC Ecological Help
Библиографическое описание источника: Perspekt Nauki Obraz 2021;54(6):69-83.
Аннотация: Проблема и цель. В условиях цифровой глобализации традиционные формы коммуникаций в университете вынуждены трансформироваться, чтобы соответствовать образовательным задачам. Однако сложившаяся практика построения коммуникаций в университетах в новых форматах выявила ряд проблем неэффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Статья имеет целью выявление основных признаков трансформации форм коммуникаций при дистантном обучении в университете. Особое внимание уделено условиям формирования эффективного цифрового диалога в триаде университет-студент-преподаватель. Материалы и методы исследования. Изучение трансформации коммуникации рассматривается с экономической, педагогической, и филологической (семиологической) точек зрения. Экономический подход включает рассмотрение ресурсных ограничений, препятствующих развитию различных форм коммуникаций в образовательном пространстве, и оценку эффективности коммуникационного процесса. Педагогический подход позволяет оценить технологии и форматы коммуникаций при онлайн обучении. Семиологический подход ориентирован на выборе приемов и схем, адекватных цифровому диалогу. Эмпирическое исследование проведено методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты 2–4 курсов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Результаты исследования. В 2020–2021 учебном году студенты смогли адаптироваться к быстрому включению в дистанционное обучение и использование цифровых технологий, но при этом половина опрошенных студентов предпочитают вернуться к традиционному формату обучения, 39% студентов за смешанный формат. Установлено, что, если вербальные формы коммуникаций при передаче контента курса от преподавателя к студентам не были трансформированы с учетом цифровой среды и онлайн обучения, то это могло приводить к излишней сложности для восприятия (по мнению 54,5% опрошенных), появлению информационных шумов, как следствие появление дискомфорта (для 40% опрошенных) и попытки избегания коммуникаций (для 18%). 52% студентов указали, что со временем их мнение о дистанте улучшилось. Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что сегодня умение работать с цифровыми технологиями означает нечто большее, чем цифровая грамотность. В коммуникации важна разработка новых технологий, приемов и средств, адекватных новым образовательным и воспитательным задачам. И в современных условиях, отягощенных пандемическими угрозами, иные пути цифровизации университета с построением эффективных коммуникаций, скорее невозможны.
Аннотация (на другом языке): Problem and goal. In the context of digital globalization traditional forms of communication at the university are forced to transform in order to meet educational objectives. However, the established practice of building communications in universities in new formats has revealed a number of problems of ineffective interaction between participants in the educational process. The article aims to identify the main features of the transformation of the forms of communication in distance learning at the university. Particular attention is paid to the conditions for the formation of an effective digital dialogue in the university-student-teacher triad. Materials and research methods. The study of the transformation of communication is considered from an economic, pedagogical, and philological (semiological) point of view. The economic approach includes consideration of resource constraints that prevent the development of various forms of communication in the educational space, and an assessment of the effectiveness of the communication process. The pedagogical approach allows to evaluate the technologies and formats of communication in online learning. The semiological approach is focused on the choice of techniques and schemes that are adequate to digital dialogue. The empirical research was carried out using the questionnaire. The survey involved 2-4-year students at the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. Research results. In the 2020-2021 academic year, students were able to adapt to rapid inclusion in distance learning and the use of digital technologies, but half of the students prefer to return to the traditional format of education, 39% of students for a mixed (blended learning) format. It was found that if the verbal forms of communication when transferring the course content from the teacher to the students were not transformed taking into account the digital environment and online learning, then this could lead to unnecessary complexity for perception (according to 54.5% of respondents), the appearance of information noise, as a consequence, the appearance of discomfort (for 40% of the respondents) and attempts to avoid communication (for 18%). 52% of students indicated that their opinion about distance improved over time. Discussion and conclusions. The authors concluded that digital skills today mean more than digital literacy. In communication, it is important to develop new technologies, techniques and tools that are adequate to new educational and upbringing tasks. And in modern conditions, burdened by pandemic threats, other ways of digitalizing the university with the construction of effective communications are rather impossible.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/289063
DOI документа: 10.32744/pse.2021.6.5
Scopus идентификатор документа: 85122819658
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:Статьи факультета философии и социальных наук

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
pdf_210605.pdf6,25 MBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.