Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.bsu.by/handle/123456789/16005
Title: Споры о культурных ценностях: проблемы определения применимого права
Authors: Король, Эдуард Леонтьевич
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Государство и право. Юридические науки
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Культурология
Issue Date: 2011
Publisher: МОО "Развитие"
Citation: Журнал международного права и международных отношений. — 2011. — № 1
Abstract: В статье рассматриваются вопросы определения применимого права к отношениям с участием культурных ценностей. Отмечается, что ни в законодательстве Республики Беларусь, ни в многосторонних международных договорах не закреплена типовая коллизионная привязка к таким специфическим объектам гражданского оборота, как культурные ценности. При разрешении судебных дел преимущественно используются нормы коллизионного права, применимые к вещным и договорным обязательственным отношениям. Исходным коллизионным началом при рассмотрении споров о возвращении произведений искусства и других культурных ценностей в мировой практике выступает принцип lex rei sitae (закон места нахождения вещи). Однако его применение не всегда гарантирует защиту прав собственника пропавшей культурной ценности перед ее добросовестным приобретателем, что может быть использовано недобросовестными участниками международного оборота. Автор обосновывает и предлагает нормативное закрепление новой коллизионной привязки — закон государства, в котором культурная ценность зарегистрирована в качестве объекта культурного наследия. Применение данного коллизионного принципа, по мнению автора, могло бы иметь место, когда спорный предмет историко-культурного значения выступает объектом культурного наследия определенного государства путем его включения в охранный реестр (список) и имеется подтверждение данного статуса. Это позволит в наибольшей степени учесть интерес государства, в котором спорная культурная ценность зарегистрирована как объект его культурного наследия, и обеспечить защиту нарушенного права собственности, а в целом — противостоять незаконному обороту объектов историко-культурного наследия современных государств. = The article considers the problems of determining applicable law regarding cultural values. It points out that neither the Republic of Belarus legislation nor multilateral international agreements fix typical format collision adherences to such special objects of civil circulation as cultural values. While settling court disputes, the norms of collision law are mainly used, those that are applicable to proprietory interest and contractual commitments. The basic collision commencement in settling disputes on return of art objects and other cultural values is, as practiced in the world, the lex rei sitae principle. But its application does not always guarantee the protection of the rights of the owner of the missing cultural value over the rights of its bona fide purchaser, which can be used by the unscrupulous members of international circulation. The author substantiates and proposes to fix as a norm a new collision adherence — the law of the state where the cultural value is registered as an item of its cultural heritage. This collision principle, in the author’s opinion, could be applied in case when the disputed object of historical and cultural value is regarded as an item of the cultural heritage of a certain state through its inclusion in the protection register and this status is confirmed. This will permit to fully take into account the interests of the state where the disputed cultural heritage item is registered and to protect the violated right of ownership. In general, it will allow to counteract the illegal traffic in the objects of historical and cultural heritage of modern states.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/16005
ISSN: 2072-0521
Appears in Collections:Журнал международного права и международных отношений. — 2011. — № 1

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
2011_1_JILIR_korol.pdf104,58 kBAdobe PDFView/Open


PlumX

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.