Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/333678
Title: | Основы транзактного анализа: учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальности: 6-05-0313-01 Психология; № УД - 2870/б. |
Authors: | Цюхай, Екатерина Ильинична |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология |
Issue Date: | 27-Jun-2025 |
Publisher: | БГУ, ФФСН, Кафедра социальной и организационной психологии |
Abstract: | Цели и задачи учебной дисциплины Цель учебной дисциплины – знакомство студентов с предметной областью, структурой и методами транзактного анализа; овладение современными транзактно-аналитическими категориями; освоение техник транзактного анализа, используемых для оказания психологической помощи. Задачи учебной дисциплины: 1. Сформировать знания о месте транзактного анализа среди существующих психологических консультативных практик; 2. Сформировать представления о принципах оказания психологической поддержки с точки зрения транзактного анализа; 3. Ознакомить с понятийно-категориальным аппаратом транзактного анализа; 4. Ознакомить с основными инструментами транзактного анализа в консультативной практике; 5. Развить навыки структурного, функционального, транзакционного и сценарного анализа личности. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием. Учебная дисциплина относится к дисциплинам профилизации «Социальная психология» компонента учреждения образования. Связи с другими учебными дисциплинами, включая учебные дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины профилизации и др. Учебная дисциплина связана с дисциплинами «Психологическое консультирование», «Психология эмоций и мотивации», «Психология девиантного поведения». Требования к компетенциям Освоение учебной дисциплины «Основы транзактного анализа» должно обеспечить формирование следующей специализированной компетенции: проводить психологический анализ групповых феноменов и процессов, использовать психологические методы в работе по оптимизации внутригрупповых и межгрупповых отношений на различных этапах онтогенеза и в различных сферах человеческой деятельности. В результате освоения учебной дисциплины студент должен: знать: – основные положения, принципы и философские основания транзактного анализа; – сущность фиксированных жизненных позиций как базовых представлений индивида о себе, своем месте в обществе и окружающем мире; – сущность структурной модели личности и способы взаимодействия между эго-состояниями; – особенности межличностной коммуникации, типологию транзакций; – сущность психологических игр как особых вариантов межличностного и внутриличностного взаимодействия; – аспекты происхождения и развития жизненных сценариев мужчин и женщин, способы их изменения; – способы восстановления автономии личности; уметь: – оперировать основными категориями транзактного анализа; – определять основные жизненные позиции личности и использовать эти знания при решении профессиональных задач; – диагностировать эго-состояния личности и их патологии, распознавать проявления эмоционального рэкета; – применять знания о поглаживаниях и транзакциях в профессиональной деятельности; – определять психологические игры и уровни их интенсивности; – выявлять и анализировать сценарные матрицы личности: сценарные запреты, программы, контрприказания и ранние решения; иметь навык: – заключения терапевтического контракта с клиентом; – определения основных жизненных позиций; – работы с эмоциями и чувствами из разных эго-состояний (Ребенка, Родителя, Взрослого); – распознавания преимуществ психологических игровых взаимодействий и драматических треугольников; – изменения жизненного сценария и восстановления автономности личности. |
URI: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/333678 |
Licence: | info:eu-repo/semantics/restrictedAccess |
Appears in Collections: | Кафедра социальной и организационной психологии (учебные программы, I ступень) |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Основы транзактного анализа для_2-е высшее Психология_9-10 семестр_Цюхай.pdf | 1,25 MB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.