Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/331622
Заглавие документа: Формирование когнитивных компонентов экологического сознания в процессе защиты языкового проекта
Другое заглавие: Formation of cognitive components of environmental consciousness in the process of protecting a language project / Yu. I. Butkevich
Авторы: Буткевич, Ю. И.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
ЭБ БГУ::МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ::Охрана окружающей среды. Экология человека
Дата публикации: 2025
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Экология = Journal of the Belarusian State University. Ecology. – 2025. – № 1. – С. 4-9
Аннотация: В исследовании выявляются и обосновываются механизмы формирования экологического сознания через компонентный анализ данного концепта. Экологическое образование как структурированное обучение, направленное на углубление понимания людьми экологических проблем, биоразнообразия и особенностей экологических систем, является практическим инструментом формирования экологического сознания. Оно реализуется через образовательные программы, которые несут информацию о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду, информируют о стратегиях устойчивого управления и сохранения качества окружающей среды. Важную роль играет также психолого-педагогическое просвещение, целью которого является формирование мышления, способствующего бережному отношению к окружающей среде. Методы экологического просвещения, стимулирующие и расширяющие экологические знания и ценности, – это интерактивные семинары, дискуссии, а также другие общественные мероприятия, которые побуждают широкую публику задуматься о своих отношениях с природой. Рассматривается процесс формирования когнитивных компонентов экологического сознания с использованием методики «Защита языкового проекта». Методика языкового проекта мотивирует студентов к самостоятельному исследованию, представлению и защите своих идей, касающихся актуальных экологических проблем. Этот процесс не только улучшает лингвистические навыки обучающихся, но и способствует развитию критического мышления в отношении экологических тем. Студенты самостоятельно выбирают темы, связанные с изменением климата, экологической устойчивостью планеты, охраной природы. Процесс исследования и процедура защиты проекта позволяет активизировать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, что способствует превращению идей во внутренние убеждения и, как следствие, побуждает к активным действиям в поиске решений. Обосновывается вывод о том, что включение профессионально ориентированных проектов, тематически связанных с устойчивым развитием и решением экологических проблем в процесс преподавания иностранного языка, повышает эффективность формирования когнитивных компонентов экологического сознания. Интеграция таких проектов в лингвистическое образование позволяет студентам эффективно применять экологические знания для решения практических целей с использованием иностранного языка. С одной стороны, решаются задачи активизации экологических знаний и закрепления экологических концептов, а с другой – закрепления лингвистических и речевых навыков, в том числе риторических. Такое сочетание не только способствует повышению уровня владения языком, но и воспитывает информированных, ответственных граждан, способных осознанно пропагандировать экологическую устойчивость в своих сообществах на профессиональном уровне.
Аннотация (на другом языке): The article identifies and substantiates the mechanisms of forming environmental consciousness through a component analysis of this concept. Environmental education, as structured learning aimed at deepening people’s understanding of environmental issues, biodiversity, and the characteristics of ecological systems, serves as a practical tool for shaping ecological consciousness. Environmental education is implemented through educational programs that convey information about the impact of human activities on the environment, inform about strategies for sustainable management and conservation of environmental quality. Psychological and pedagogical education also plays an important role, aiming to develop thinking that fosters a caring attitude toward the environment. Methods of environmental education that stimulate and expand ecological knowledge and values include interactive workshops, discussions, and other public events that encourage the general public to reflect on their relationship with nature. The article examines the process of forming cognitive components of ecological consciousness using the «Language Project Defense» methodology. This methodology motivates students to independently research, present, and defend their ideas on pressing environmental issues. This process not only enhances students’ linguistic skills but also promotes the development of critical thinking on environmental topics. Students independently choose topics related to climate change, planetary sustainability, and nature conservation; the research process and project defense procedure activate students’ cognitive and verbal activities, facilitating the transformation of ideas into internal beliefs and, consequently, into active efforts to seek solutions. The article concludes that incorporating professionally oriented projects, thematically linked to sustainable development and solving environmental problems, into foreign language teaching enhances the effectiveness of forming cognitive components of ecological consciousness. Integrating such projects into linguistic education allows students to effectively apply environmental knowledge to achieve practical goals using a foreign language. Thus, two objectives are addressed: the activation of environmental knowledge and the reinforcement of ecological concepts, on one hand, and the consolidation of linguistic and rhetorical skills, on the other. This combination not only improves language proficiency but also cultivates informed, responsible citizens capable of consciously promoting environmental sustainability in their communities at a professional level.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/331622
ISSN: 2521-683X
DOI документа: 10.46646/2521-683X/2025-1-4-9
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2025, №1

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
4-9.pdf424,15 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.