Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/330847
Заглавие документа: | Contemporary sociocultural factors in the formation of reproductive knowledge among Kazakhstani youth |
Другое заглавие: | Современные социокультурные факторы формирования репродуктивных знаний у казахстанской молодежи / А. А. Бакытжанова, Г. Т. Алимбекова |
Авторы: | Bakytzhanova, A. A. Alimbekova, G. T. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология |
Дата публикации: | 2025 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Социология = Journal of the Belarusian State University. Sociology. – 2025. – № 1. – С. 62-70 |
Аннотация: | The article analyses contemporary socio-cultural factors, influencing the formation of reproductive knowledge among Kazakhstani youth. The interaction of global challenges and local specifics such as ethnic diversity, cultural and religious norms, level of digital literacy and access to health services is studied. The World Health Organization’s concept of reproductive health, Ajzen’s theory of planned behaviour and Bandura’s social learning theory are used as a theoretical framework to help explain the mechanisms of knowledge and behaviour formation. Particular attention is paid to the impact of digitalisation on young people’s access to information. It is determined that social media and digital platforms act both as a source of knowledge and as a channel for disseminating inaccurate information. It was found that the stigma of discussing sexual health issues, limited access to verified information and the lack of targeted educational programmes are key barriers to the formation of healthy reproductive behaviour among young people. The need to develop targeted educational programmes adapted to the cultural and ethnic specificities of Kazakhstan’s population and aimed at involving families and local communities was stressed. It is recommended to improve digital literacy of young people, study gender and ethnocultural differences, overcome emotional and psychological barriers when seeking medical help. It is indicated that an integrated and interdisciplinary approach will allow to eliminate existing gaps in knowledge and improve reproductive behaviour of Kazakhstani youth. |
Аннотация (на другом языке): | Представлен анализ современных социокультурных факторов, влияющих на формирование репродуктивных знаний у казахстанской молодежи. Изучено взаимодействие глобальных вызовов и локальных особенностей, таких как этническое разнообразие, культурные и религиозные нормы, уровень цифровой грамотности и доступ к услугам здравоохранения. В качестве теоретической основы, помогающей объяснить механизмы формирования знаний и поведения, использованы концепция репродуктивного здоровья Всемирной организации здравоохранения, теория запланированного поведения Айзена и теория социального обучения Бандуры. Особое внимание уделено влиянию цифровизации на доступ молодежи к информации. Определено, что социальные медиа и цифровые платформы выступают как источником знаний, так и каналом распространения недостоверной информации. Установлено, что стигматизация обсуждения вопросов сексуального здоровья, ограниченный доступ к проверенной информации и отсутствие целевых образовательных программ являются ключевыми барьерами для формирования здорового репродуктивного поведения молодежи. Подчеркнута необходимость разработки целевых образовательных программ, адаптированных к культурным и этническим особенностям населения Казахстана и направленных на вовлечение семей и местных сообществ. Рекомендовано повышать цифровую грамотность молодежи, изучать гендерные и этнокультурные различия, преодолевать эмоциональные и психологические барьеры при обращении за медицинской помощью. Указано, что комплексный и междисциплинарный подход позволит устранить имеющиеся пробелы в знаниях и улучшить репродуктивное поведение казахстанской молодежи. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/330847 |
ISSN: | 2521-6821 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2025, №1 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.