Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/326804| Title: | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальности: 6-05-0313-01 Психология; № 2038/б |
| Authors: | Поляков, Алексей Михайлович |
| Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология |
| Issue Date: | 17-Jan-2025 |
| Publisher: | БГУ, ФФСН, Кафедра общей и медицинской психологии |
| Abstract: | Цели и задачи учебной дисциплины Целью изучения учебной дисциплины «Специальная психология» является формирование у будущих специалистов компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга профессиональных задач в сфере деятельности психолога, связанных с изучением и оказанием помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Задачи учебной дисциплины: • определить место специальной психологии в системе психологического знания, а также в системе знаний об аномальном ребенке; • осветить историю создания теории и практики оказания помощи ребенку с отклонениями как историю развития общественного сознания в рамках «культуры полезности» и «культуры достоинства»; • обсудить подходы к нормальному и аномальному развитию в рамках различных философских и психологических направлений; • рассмотреть проблемы аномального развития и его клинико-психологические классификации; • дать анализ механизмов компенсации и коррекции; • описать основные закономерности развития детской психики в рамках культурно-исторического подхода как теоретической основы для изучения аномального ребенка; • определить и проанализировать общие и специфические закономерности, а также динамику развития психики детей с различными видами отклонений в психофизическом развитии. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием. Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к модулю «Психология индивидуальности» компонента учреждения образования. Учебная дисциплина «Специальная психология» занимает одно из центральных мест в структуре подготовки профессиональных психологов. В связи с этим, большое внимание в программе дисциплины уделено решению таких задач, как формирование навыков научного анализа отклонений в психическом развитии человека, овладение принципами возрастно-психологической диагностики и коррекции отклонений в развитии. Связи с другими учебными дисциплинами. Учебная дисциплина «Специальная психология» тесно связана с освоением таких дисциплин как «Психологическая диагностика в клинике», «Диагностика и коррекция аномального развития ребенка», «Инклюзивная психология», «Нарушения деятельности и сознания человека», «Клиническая нейропсихология». Требования к компетенциям Освоение учебной дисциплины «Специальная психология» должно обеспечить формирование следующих базовых профессиональных (БПК) и специализированных (СК) компетенций: БПК. Применять в психодиагностической, психокоррекционной, консультативной и педагогической работе системные знания о закономерностях психического развития человека в онтогенезе и о причинах его нарушений; СК. Создавать инклюзивную образовательную среду и проводить реабилитацию больных с поражениями головного мозга, а также детей с особенностями психофизического развития. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать: место и роль специальной психологии в структуре психологических наук и системе междисциплинарных исследований; историю и современное состояние отечественной и зарубежной психологии; понятийный аппарат специальной психологии основные закономерности развития детской психики в рамках культурно-исторического подхода как методологической основы специальной психологии; основные закономерности психологического развития детей с отклонениями в психофизическом развитии; уметь: применять знания понятийного аппарата специальной психологии при решении задач психодиагностики и психокоррекции отклонений в психофизическом развитии детей; анализировать теоретические и прикладные проблемные вопросы генезиса, психодиагностики и психокоррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка; применять методологию и исследовательские методы психологии к исследовательскому полю специальной психологии и психологической практики работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. иметь навык: – анализа категорий специальной психологии; – определения психологических характеристик различных типов аномального психического развития; – сбора и анализа фактов отклоняющегося развития; – определения методов психологической диагностики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у детей в соответствии с теоретическими основаниями специальной психологии. Структура учебной дисциплины Дисциплина изучается в 5 семестре очной формы получения высшего образования и 9 семестре заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования. Всего на изучение учебной дисциплины «Специальная психология» отведено: – для очной формы получения высшего образования– 136 часов, в том числе 72 аудиторных часа, из них: лекции – 38 часов, семинарские занятия – 34 часа; – для заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования – 16 аудиторных часов, из них: лекций – 8 часов, семинарские занятия – 8 часов. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы. Форма промежуточной аттестации – экзамен. |
| URI: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/326804 |
| Licence: | info:eu-repo/semantics/restrictedAccess |
| Appears in Collections: | Кафедра общей и медицинской психологии (учебные программы, I ступень) |
Files in This Item:
| File | Description | Size | Format | |
|---|---|---|---|---|
| Специальная психология_для Психология_план 2023.pdf | 1,83 MB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

