Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/326800
Заглавие документа: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальности: 6-05-0313-01 Психология; № 2037/б
Авторы: Поляков, Алексей Михайлович
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
Дата публикации: 23-сен-2024
Издатель: БГУ, ФФСН, Кафедра общей и медицинской психологии
Аннотация: Цели и задачи учебной дисциплины Цель учебной дисциплины – формирование у будущих специалистов системы представлений о развитии психики человека на протяжении всей его жизни, а также компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга профессиональных задач в сфере деятельности психолога. Задачи учебной дисциплины: • определить предмет психологии развития и ее место среди других отраслей психологии; • раскрыть понятие психического развития, его закономерностей, факторов и механизмов; • определить понятие «психологический возраст»; • сформировать представление о теориях психического развития отечественной и зарубежной психологии; • обучить соотнесению различных подходов к объяснению психического развития человека; • представить характеристику развития личности, деятельности и психических функций на всех этапах онтогенеза; • сформировать навыки анализа психологических фактов онтогенетического развития. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием. Учебная дисциплина «Психология развития» относится к модулю «Отрасли психологии» государственного компонента. Учебная дисциплина «Психология развития» занимает одно из центральных мест в структуре подготовки профессиональных психологов. В связи с этим, большое внимание в программе дисциплины уделено решению таких задач, как формирование навыков научного анализа психологической реальности и ее возрастных изменений у человека, приобретение умения реконструировать научно-практическую картину действительности других психологов, освоение способов профессиональной коммуникации, а также овладение навыками возрастной диагностики и сбора эмпирического материала. Освоение учебной дисциплины «Психология развития» опирается на такие дисциплины как «Философия», «Общая психология». В ходе изучения дисциплины «Психология развития» у студентов формируется система представлений о развитии личности и сознания человека на протяжении всей его жизни. На основе категории «психологический возраст» обосновывается историческая изменчивость и социокультурная обусловленность психического развития индивида. При помощи анализа различных подходов к построению периодизаций психического развития и объяснению его механизмов эксплицируется зависимость структуры психологической реальности от применяемого психологического метода, мировоззренческих и философских предпосылок исследователя. Лекционный курс знакомит студентов с основными теоретическими положениями современной психологии развития, а также ориентирует их в традициях изучения жизненного пути индивида в различных направлениях отечественной и зарубежной психологии. Здесь представлен развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, механизмах, основных результатах психического развития человека в онтогенезе. В связи с этим, содержательно структура учебной дисциплины слагается из трех частей: 1) методологического раздела, включающего характеристику предмета, методов, основных категорий психологии развития; 2) реконструкции подходов отечественной и зарубежной психологии к построению периодизации психического развития индивида; 3) феноменологии и закономерностей психического развития человека на различных этапах онтогенеза. В рамках блока семинарских занятий проводится самостоятельный анализ студентами теорий, психологических фактов, интерпретация данных экспериментов в области психологии развития с последующим их обсуждением в аудитории. Основная цель семинарских занятий состоит в освоении понятийного аппарата психологии развития посредством формирования у студентов–психологов навыков самостоятельной работы с научными текстами. Семинарские занятия направлены на формирование у студентов рефлексивной позиции по отношению к научному знанию, представляющему основные положения о психическом развитии человека в онтогенезе. Связи с другими учебными дисциплинами. Учебная дисциплина «Психология развития» тесно связана с освоением таких дисциплин как «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Специальная психология». Требования к компетенциям Освоение учебной дисциплины «Психология развития» должно обеспечить формирование следующих универсальных (УК), базовых профессиональных (БПК) компетенций: УК. Работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия; УК. Быть способным к саморазвитию и совершенствованию в профессиональной деятельности; БПК. Применять на практике фундаментальные знания о психике, психической активности и социальном взаимодействии в норме и при различных заболеваниях, определять перспективные направления научных исследований с учетом истории и современных тенденций развития психологической науки; БПК. Применять в психодиагностической, психокоррекционной, консультативной и педагогической работе системные знания о закономерностях психического развития человека в онтогенезе и о причинах его нарушений. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:  основные понятия психологии развития,  факторы, закономерности и механизмы психического развития,  методы исследования психологии развития,  основные теории психического развития человека в онтогенезе в отечественной и зарубежной психологии,  особенности развития поведения, психических функций и личности на различных этапах онтогенеза; уметь:  оперировать основными категориями психологии развития,  сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития,  соотносить теоретически описываемые возрастные феномены с эмпирическими фактами развития человека,  проектировать и осуществлять эмпирическое исследование онтогенетического развития различных сфер психического. иметь навык: – анализа категорий психологии развития; – применения методов сбора и анализа фактов развития. Структура учебной дисциплины Дисциплина изучается в 4 семестре очной формы получения высшего образования и 5-6 семестре заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования. Всего на изучение учебной дисциплины «Психология развития» отведено: – для очной формы получения высшего образования– 120 часов, в том числе 66 аудиторных часов, из них: лекции – 34 часа, семинарские занятия –32 часа (в том числе 4 ч/ДОТ). – для заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования – 14 аудиторных часов, из них: лекции – 8 часов, семинарские занятия – 6 часов, предусмотрено написание контрольной работы. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/326800
Лицензия: info:eu-repo/semantics/restrictedAccess
Располагается в коллекциях:Кафедра общей и медицинской психологии (учебные программы, I ступень)

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
Психология развития_4 семестр_2024-2025 Поляков (ИТОГ план 2023).pdf1,86 MBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.