Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/323974
Заглавие документа: | Стратегическая психолингвистика и лингводидактика: вклад кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного в развитие новых научных направлений |
Другое заглавие: | Strategic psycholinguistics and linguodidactics: contribution of the department of theory and methods of teaching Russian as a foreign language in the development of new scientific directions / S. I. Lebedinskiy |
Авторы: | Лебединский, С. И. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Филология = Journal of the Belarusian State University. Philology. – 2024. – № 3. – С. 98-105 |
Аннотация: | Статья посвящена 80-летию филологического факультета Белорусского государственного университета. Дан краткий обзор научных работ, выполненных сотрудниками кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного в русле двух новых научных направлений – стратегической психолингвистики и стратегической лингводидактики. Подчеркнуто, что стимулами для создания этих направлений стали отсутствие в современной лингводидактике научно обоснованной теории усвоения языков, в том числе русского языка как иностранного, и попытка ее построения в рамках стратегической парадигмы. Показано, что в публикациях ученых кафедры подтверждается научный фундамент стратегической теории овладения русским языком как иностранным, анализируется типология стратегий овладения русским языком иностранцами и демонстрируется вариативность этих стратегий, экспериментально исследуются когнитивные стили переработки информации иностранцами при освоении русского языка, характеризуются некоторые стратегии обучения русскому языку как иностранному на уровне аспектов языка и видов речевой деятельности. Доказано, что стратегический подход к усвоению иностранного языка и овладению иноязычной речью позволяет описать процессы усвоения языка и овладения речью в единой системе координат, в рамках которой планируется развить теорию пошагового усвоения иностранных языков. В ходе проведенных исследований установлено, что при стратегическом подходе к анализу речевых процессов уникальность, вариативность, многовекторность и многоуровневость формирования языковой и коммуникативной компетенции сводятся к относительно небольшому перечню общих (универсальных) и индивидуальных стратегий, которыми пользуются инофоны при овладении русским языком. Выяснено, что общим в стратегиях усвоения иностранного языка и овладения иноязычной речью является принцип реализации речемыслительных операций, а индивидуальными выступают способы достижения цели, отличающиеся уникальностью и вариативностью и во многом зависящие от интеллектуальных и когнитивно-стилевых способностей обучаемых. |
Аннотация (на другом языке): | The article is dedicated to the 80th anniversary of the faculty of philology of the Belarusian State University. A brief overview of scientific work carried out by employees of the department of theory and methods of teaching Russian as a foreign language in line with two new scientific directions – strategic psycholinguistics and strategic linguodidactics is given. It is emphasised that the incentives for the creation of these directions were the absence in modern linguodidactics of a scientifically based theory of the acquisition of languages, including Russian as a foreign language, and the attempt to build it within the framework of a strategic paradigm. It is shown that the publications of scientists of the department confirm the scientific foundation of the strategic theory of mastering Russian as a foreign language, analyse the typology of strategies for mastering the Russian language by foreigners and demonstrate their variability, experimentally study the cognitive styles of information processing by foreigners when mastering the Russian language, and characterise some strategies for teaching Russian as a foreign language at the level of aspects of language and types of speech activity. It has been proven that a strategic approach to the acquisition of a foreign language and mastery of foreign language speech makes it possible to describe the processes of language acquisition and speech acquisition in a single coordinate system, within the framework of which it is planned to develop the theory of step-by-step acquisition of foreign languages. In the course of the conducted research, it was established that with a strategic approach to the analysis of speech processes, the uniqueness, variability, multi-vector and multi-level formation of linguistic and communicative competence can be reduced to a relatively small list of general (universal) and individual strategies that foreign speakers use when mastering Russian language. It was found that what is common in the strategies for acquiring a foreign language and mastering fo reign language speech is the principle of implementing speech-mental operations, and individual methods of achieving the goal are distinguished by uniqueness and variability and largely depend on the intellectual and cognitive-style abilities of the students. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/323974 |
ISSN: | 2521-6775 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2024, №3 |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
98-105.pdf | 431,15 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.