Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/323235
Заглавие документа: | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 7-06-0313-01 Психология Профилизация: Психологическое консультирование и психокоррекция; № УД -1560/м. |
Авторы: | Конькова, Олеся Владимировна |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология |
Дата публикации: | 5-июл-2023 |
Издатель: | БГУ, ФФСН, Кафедра общей и медицинской психологии |
Аннотация: | Семья является одной из наиболее сложных сфер жизни современного человека. С одной стороны, результаты многочисленных исследований говорят о том, что семья – одна из важнейших жизненных ценностей, намного более значимых, чем интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности. С другой стороны, семья – одна из неблагополучных, кризисных сфер жизни. Психологическое консультирование и сопровождение семьи имеет два источника. Во-первых, знания, полученные в процессе эмпирических исследований по психологии семьи, закрепленные в соответствующих статьях и отдельных монографиях. В этом случае основным методом оказания воздействия становится доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Во-вторых, представления о семье и методы работы, сложившиеся в непосредственной практике работы с семьями. Эту совокупность знаний принято называть семейной терапией. Несмотря на наличие двух этих источников на практике в подавляющем большинстве случаев мы встречаемся с тем, что психолог-консультант, работающий с семьей, тяготеет к одному источнику или использует эклектический подход в комплексной консультативной технологии работы с семьями. На сегодняшний день наблюдается кризис института семьи в белорусском обществе, что обусловливает востребованность консультирования по вопросам супружеских и парных отношений, детско-родительских и сиблинговых отношений. Необходимо отметить, что основной фокус учебной дисциплины «Психология семьи и семейное консультирование» лежит в области системного подхода с его теоретическими идеями и разработанными методами диагностики и консультирования. Цели и задачи учебной дисциплины Цель учебной дисциплины – подготовка специалистов, обладающих компетенциями в области консультирования семьи и отдельных ее членов в соответствии с их запросами. Задачи учебной дисциплины: - получение магистрантами систематизированных сведений о семейной системе, ее параметрах и функциях; - формирование представлений о профессиональной позиции консультанта, способах установления контакта с семьей; - овладение навыками прояснения запроса и ведения сеттинга с участием всей семьи, а также без семьи с участием отдельных ее членов; - овладение практическими умениями в области разных системных техник, используемых при работе с семьей. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с углубленным высшим образованием (магистра). Учебная дисциплина «Психология семьи и семейное консультирование» относится к модулю «Психологическое консультирование» компонента учреждения образования. Связи с другими учебными дисциплинами, включая учебные дисциплины компонента учреждения высшего образования, дисциплины специализации и др. Программа дисциплины строится с опорой на такие дисциплины как «Теория и практика психологического консультирования», «Кризисная психология». Требования к компетенциям Освоение учебной дисциплины «Психология семьи и семейное консультирование» должно обеспечить формирование следующей специализированной компетенции: СК – 5. Применять различные психотерапевтические подходы для стимуляции эффективного взаимодействия в семьях и супружеских парах. В результате освоения данной дисциплины магистрант должен: знать: - особенности функционирования семьи как системы и ее основные параметры; - основные стадии жизненного цикла семьи и нормативные кризисы, возникающие на каждой з них; - феноменологию ненормативных кризисных событий, с которыми сталкивается семья; - принципы и правила организации сеттинга при работе с семьей; уметь: - выявлять запросы семьи и отдельных ее членов на консультативную работу; - собирать системную информацию о семье и формулировать консультативные гипотезы; - применять системные техники в работе с семьей и с отдельными ее членами: системные вопросы, циркулярное интервью, генограмму, комментирование, семейную скульптуру и другие метафорические техники; иметь навык: - установления контакта с семьей и отдельными ее членами; - проведения циркулярного интервью; - использования техниками системной семейной терапии для работы с разными проблемы, возникающими в семье и супружеских отношениях; - организации и проведения консультативных сессий Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий. Основу теоретического обучения студентов магистратуры составляют лекции. Они должны дать систематизированные основы знаний об основных параметрах семьи как системы, базовых принципах семейного консультирования, системных техника работы и специфических особенностях организации и проведения консультативных сеттингов с семьей и супружеской парой. Самостоятельная работа магистрантов предназначена для закрепления и углубления полученных знаний, и включает подготовку к семинарским занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения практических заданий, подготовки рефератов и контрольных работ по наиболее актуальным вопросам учебной дисциплины. Структура учебной дисциплины Дисциплина изучается в 1 семестре очной и заочной формы получения углубленного высшего образования. Всего на изучение учебной дисциплины «Психология семьи и семейное консультирование» отведено: – для очной формы получения углубленного высшего образования 108 часов, в том числе 52 аудиторных часа, из них: лекции – 18 часов, практические занятия - 18 часов (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий – 4 ч/ДОТ), семинарские занятия – 16 часов (в том числе с применением дистанционных образовательных технологий 6 ч/ДОТ). – для заочной формы получения углубленного высшего образования – 16 аудиторных часов, из них: лекции – 8 часов, семинарские занятия – 8 часов. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма промежуточной аттестации по учебной дисциплине – зачет. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/323235 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/restrictedAccess |
Располагается в коллекциях: | Кафедра общей и медицинской психологии (учебные программы, II ступень) |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Психология семьи и семейное консультирование_маг.pdf | 731 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.