Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/322788
Заглавие документа: | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 Психология; № УД -13247/уч. |
Авторы: | Поляков, Алексей Михайлович |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология |
Дата публикации: | 15-июл-2024 |
Издатель: | БГУ, ФФСН, Кафедра общей и медицинской психологии |
Аннотация: | Учебная дисциплина «Специальная психология» является одним из ведущих в подготовке практического психолога. Надстраиваясь над курсами общей психологии, медицинской психологии, психологии развития, педагогической психологии, дисциплина не просто сводит их в единую систему знания о психике ребенка, но и дает возможность применить ее к конкретному ребенку, нуждающемуся в помощи психолога. В ходе изучения дисциплины «Специальная психология» у студентов формируется система представлений о динамике, общих и специфических закономерностях, видах, подходах к диагностике и психокоррекции отклоняющегося психофизического развития ребенка. Содержание дисциплины «Специальная психология» представляет собой не совокупность сведений о ребенке с отклонениями в психофизическом развитии, а сложную систему знаний, позволяющего решить задачу самостоятельного построения специалистом практики оказания ребенку психологической помощи. Основной целью изучения учебной дисциплины «Специальная психология» является формирование у будущих специалистов компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга профессиональных задач в сфере деятельности психолога, связанных с изучением и оказанием помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии. Задачи учебной дисциплины: • определить место специальной психологии в системе психологического знания, а также в системе знаний об аномальном ребенке; • осветить историю создания теории и практики оказания помощи ребенку с отклонениями как историю развития общественного сознания в рамках «культуры полезности» и «культуры достоинства»; • обсудить подходы к нормальному и аномальному развитию в рамках различных философских и психологических направлений; • рассмотреть проблемы аномального развития и его клинико-психологические классификации; • дать анализ механизмов компенсации и коррекции; • описать основные закономерности развития детской психики в рамках культурно-исторического подхода как теоретической основы для изучения аномального ребенка; • определить и проанализировать общие и специфические закономерности, а также динамику развития психики детей с различными видами отклонений в психофизическом развитии. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста с высшим образованием. Учебная дисциплина «Специальная психология» относится к модулю «Психология индивидуальности» компонента учреждения образования. Учебная дисциплина «Специальная психология» занимает одно из центральных мест в структуре подготовки профессиональных психологов. В связи с этим, большое внимание в программе дисциплины уделено решению таких задач, как формирование навыков научного анализа отклонений в психическом развитии человека, овладение принципами возрастно-психологической диагностики и коррекции отклонений в развитии. Связи с другими учебными дисциплинами. Учебная дисциплина «Специальная психология» тесно связана с освоением таких дисциплин как «Психологическая диагностика в клинике», «Диагностика и коррекция аномального развития ребенка», «Инклюзивная психология», «Нарушения деятельности и сознания человека», «Клиническая нейропсихология». Требования к компетенциям Освоение учебной дисциплины «Специальная психология» должно обеспечить формирование следующих базовых профессиональных и специализированных компетенций: БПК. Применять в психодиагностической, психокоррекционной, консультативной и педагогической работе системные знания о закономерностях психического развития человека в онтогенезе и о причинах его нарушений; СК. Создавать инклюзивную образовательную среду и проводить реабилитацию больных с поражениями головного мозга, а также детей с особенностями психофизического развития. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать: место и роль специальной психологии в структуре психологических наук и системе междисциплинарных исследований; историю и современное состояние отечественной и зарубежной психологии; понятийный аппарат специальной психологии основные закономерности развития детской психики в рамках культурно-исторического подхода как методологической основы специальной психологии; основные закономерности психологического развития детей с отклонениями в психофизическом развитии; уметь: применять знания понятийного аппарата специальной психологии при решении задач психодиагностики и психокоррекции отклонений в психофизическом развитии детей; анализировать теоретические и прикладные проблемные вопросы генезиса, психодиагностики и психокоррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка; применять методологию и исследовательские методы психологии к исследовательскому полю специальной психологии и психологической практики работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. владеть: – основными приемами анализа категорий специальной психологии; – методами сбора и анализа фактов отклоняющегося развития. – теоретическими основаниями построения процесса изучения, психологической диагностики и коррекции отклонений в психофизическом развитии у детей. Структура учебной дисциплины Дисциплина изучается в 5 семестре очной формы получения высшего образования и 9 семестре заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования. Всего на изучение учебной дисциплины «Специальная психология» отведено: – для очной формы получения высшего образования– 108 часов, в том числе 66 аудиторных часов, из них: лекции – 34 часов, семинарские занятия – 32 часа; – для заочной (2-е высшее) формы получения высшего образования – 12 аудиторных часов, из них: лекций – 8 часов, семинарских занятия – 4 часа. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма промежуточной аттестации – экзамен. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/322788 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/restrictedAccess |
Располагается в коллекциях: | Кафедра общей и медицинской психологии (учебные программы, I ступень) |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Специальная психология.pdf | 1,15 MB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.