Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/322392
Заглавие документа: Понимание текста как проявление единства мозговых механизмов и образно-эмоциональной сферы слушателя
Авторы: Ерчак, Н. Т.
Мороз, Ж. Н.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
Дата публикации: 2024
Издатель: Минск : РИВШ
Библиографическое описание источника: «Вышэйшая школа» : навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. – 2024. – № 3. – С. 24-29.
Аннотация: В статье высказывается сомнение в объяснительной эффективности конструкта «внутренняя речь». Предложена гипотеза о первой фазе внутренней речи, которая имеет в своем составе не только знаки, но и образы и эмоции, ее невозможно отличить от мышления, тогда как вторая фаза – внутреннее говорение – имеет преимущественно речевую основу. Гипотеза проверена в ряде экспериментов, которые свидетельствуют о том, что понимание устных или письменных текстов находит проявление в сходстве реакций испытуемых относительно моментов появления в их сознании образов или эмоций. Недостаток методики заключался в том, что испытуемые не всегда могли эти моменты осознавать. Это препятствие было устранено в экспериментах ученых Принстонского университета. Сравнение результатов понимания речи, представленных в психологическом и нейронаучном исследованиях, показало, что в обоих случаях передача смысла обеспечивается одними и теми же феноменами – образами и эмоциями, что эти науки могут эффективно дополнять друг друга.
Аннотация (на другом языке): The explanatory possibility of the term “inner speech” is put to doubt in the article. It is hypothesized that the first phase of inner speech contains not only signs, but also images and emotions and it doesn’t differ much from thinking; the second phase – inner speaking – is just like soundless speech. The hypothesis was tested in numerous experiments which showed that understanding of texts (both oral or written) manifests itself in similarity of signals, reflecting appearance in the subjects’ minds images (emotions). The drawback of the method was seen in the fact that the participants couldn’t always realize and signal the moments of image (emotion) occurrance. This limitation was effectively overcome by the scientists from Prinston. Comparison of the psychological and neuroscientific experimental materials show that in both the cases speech understanding is executed with the help of the same phenomena – images and emotions and these branches of science could effectively complement each other.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/322392
ISSN: 2076-4383
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2024, №3

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
Ерчак_ВШ_3_24-024-029.pdf407,45 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.