Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/319905
Заглавие документа: | Waterway shipping and transit in Soviet- Polish relations in 1924–1933 |
Другое заглавие: | Вопрос водного судоходства и транзита в советско-польских отношениях в 1924–1933 гг. / О. Н. Боровская |
Авторы: | Borovskaya, O. N. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. Исторические науки ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Комплексное изучение отдельных стран и регионов ЭБ БГУ::ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ::Внешняя торговля ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Политика и политические науки |
Дата публикации: | 2024 |
Издатель: | Minsk : BSU |
Библиографическое описание источника: | Journal of the Belarusian State University. International Relations = Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения. – 2024. – No. 1. – Pp. 39-45 |
Аннотация: | This article examines the nuances of Soviet-Polish relations from 1921 to 1939, focusing on efforts to establish an effective transport and logistics model for border waterways. Although the Riga peace treaty of 18 March 1921, broadly addressed this issue, several political challenges needed to be overcome to fully resolve it, including devising suitable forms for transit trade operations, concluding a trade agreement, and finding a compromise in the Polish-Lithuanian conflict. Optimal export – import operations between the two parties hinged on their willingness to reach bilateral agreements and conventions. The study finds that using border rivers as secondary routes for transporting export goods from the BSSR to Poland and other Western markets was practical primarily for timber supplies. Wood rafting occurred along the rivers Viliya, Iliya, Dvinosa, Western Dvina, Sluch, Moroch, and Neman. Belarusian and allied timber processing organisations (such as “Zapa- doles”, “Lesbel”, “Belsplavkontora”, and “Soyuzlesosplav”) sought to maximise the efficiency of these waterways due to their proximity to rich forests. The article highlights that following the Non-aggression treaty on 25 July 1932, and the subsequent warming of Soviet-Polish relations, the issue of water navigation and rafting was addressed by the Convention on the rafting of forest materials along border rivers of 9 June 1933. Before this convention, local agreements between border officials were used to manage the transportation of forest materials along these waterways. Despite the Königsberg convention of 1925 and the organisation of timber rafting to Memel via Latvia along the Western Dvina, the use of Polish commercial intermediaries (such as company “Dawa-Britopol”) did not resolve the issue of rafting wood along the river Neman in 1924–1925. By the early 1930s, as the Neman problem became less relevant due to logistical inefficiencies, Soviet authorities sought alternative routes via the rivers Sluch and Moroch. These routes also faced political obstacles, with the Polish side leveraging economic means to address political issues, including the illegal crossing of the Soviet-Polish border and the subsequent detention of individuals sympathetic to the Soviet regime and Communist party. |
Аннотация (на другом языке): | Рассматривается специфика советско-польского взаимодействия в 1924–1933 гг. по вопросу создания эффективной транспортно-логистической модели функционирования пограничных водных артерий. Решение данной проблемы, хоть и было в общих чертах оговорено в Рижском мирном договоре от 18 марта 1921 г., требовало преодоления ряда политических противоречий (определения подходящей формы осуществления транзитных торговых операций, заключения торгового договора, нахождения компромисса в польско-литовском конфликте). Процесс оптимизации экспортно-импортных операций между сторонами напрямую зависел от желания советского и польского руководства находить приемлемые варианты сотрудничества путем заключения двусторонних соглашений и подписания конвенций. Установлено, что использование пограничных рек в качестве второстепенного маршрута транспортировки экспортных товаров из БССР в Польшу и на другие западные рынки сбыта было целесообразным исключительно для поставок лесных материалов. При этом сплав древесины происходил по рекам Вилия, Илия, Двиноса, Западная Двина, Случь, Морочь, Неман. Белорусские и союзные организации по лесопереработке и эксплуатации (“Западолес”, “Лесбел”, “Белсплавконтора”, “Союзлесосплав” и др.) стремились наиболее эффективно задействовать данные водные артерии по причине близости к ним богатейших лесных массивов. Акцентируется внимание, что после заключения Договора о ненападении от 25 июля 1932 г., а также общего потепления советско-польских отношений и их нормализации вопрос водного судоходства и сплава был решен путем подписания 9 июня 1933 г. Конвенции о сплаве лесных материалов по пограничным рекам. До этого момента проблема эффективной транспортировки лесных материалов по пограничным водным артериям решалась при помощи заключения местных соглашений между представителями пограничных корпусов обеих сторон. Утверждается, что, несмотря на подписание Кенигсбергской конвенции 1925 г. и организацию сплава лесных материалов на Мемель через Латвию по Западной Двине, использование посреднических услуг польских коммерческих компаний (“Дава-Бритополь” и др.), вопрос сплава древесины по реке Неман в 1924–1925 гг. так и не был решен положительно. В начале 1930-х гг., когда “неманская проблема” отошла на второй план по причине нерентабельности использования данного логистического маршрута, советское руководство в поиске альтернативного транспортного решения сосредоточило свое внимание на реках Случь и Морочь. При организации сплава по данным водным артериям возникали трудности политического характера. Польская сторона умело использовала рычаг экономического давления для решения отдельных политических задач. Одной из них стал нелегальный переход советско-польской границы с последующим задержанием пограничной охраной лиц, симпатизирующих советской власти и коммунистической партии. |
Доп. сведения: | This study was carried out within the framework of the state programme of scientific research “Society and humanitarian security of the Belarusian state” for 2021–2025. = Исследование осуществлялось в рамках государственной программы научных исследований “Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства” на 2021–2025 гг. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/319905 |
ISSN: | 2521-6848 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2024, №1 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.