Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/306015
Заглавие документа: Вобраз ідэальнага свету ў мастацкай культуры Рэнесансу
Другое заглавие: The image of the ideal world in the artistic culture of the Renaissance / A. L. Selitskii
Образ идеального мира в художественной культуре Ренессанса / А. Л. Селицкий
Авторы: Сяліцкі, А. Л.
Тема: ЭБ БГУ::ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Культура. Культуралогія
ЭБ БГУ::ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Літаратура. Літаратуразнаўства. Вусная народная творчасць
ЭБ БГУ::ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Комплексныя праблемы грамадскіх навук
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Культурология
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Комплексные проблемы общественных наук
Дата публикации: 2023
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Человек в социокультурном измерении = Human in the socio-cultural dimension. – 2023. – № 2. – С. 26-34
Аннотация: Разгледжаны ўяўленні пра ідэальны свет у еўрапейскай рэнесанснай культуры. Раскрыты агульныя метафізічныя асновы эпохі, выразна выяўленыя ў неаплатанізме. Паказана ўзаемасувязь паміж філасофскай трактоўкай зямнога свету як эманацыі вышэйшага пачатку (адзінага, абсалюту) і ідэальна прыгожай формай у мастацтве, здольнай перадаць дасканаласць творцы ўсяго існага. Адсюль мастацкае адлюстраванне рэчаіснасці (як сацыяльнай, так і прыроднай) не проста паўстае «злепкам» з натуры, а выступае ў першую чаргу праектам чалавека-дэміурга, які імкнецца наглядна ўвасобіць уласнае разуменне боскай гармоніі. Адзначана, што ў літаратуры і жывапісе еўрапейскага Адраджэння ідэальны свет найчасцей рэпрэзентаваны ўніверсальнымі вобразамі магчымага быцця, трансцэндэнтнага па сваёй сутнасці зямной рэальнасці. На фоне агульных духоўных тэндэнцый Рэнесансу аналізуюцца асаблівасці беларускай культуры гэтага перыяду. Падкрэслена, што ў айчыннай філасофскай думцы і мастацтве ўяўленні пра ідэальны свет і дасканалае сацыяльнае быццё непарыўна звязаны з вобразам роднага краю. Асноўная ўвага дзеячаў беларускага Адраджэння была скіравана на ўдасканаленне грамадства і дзяржавы, існуючых сацыяльна-палітычных і прававых інстытутаў. У літаратуры (Ф. Скарына, М. Гусоўскі і інш.) адбывалася ўзвышэнне вобраза роднай зямлі, яе прыроды, гераічнага мінулага. Іманентнасць мадэлі ідэальнага свету зямному быццю разгледжана як характэрная рыса беларускай культуры, што выяўляе своеасаблівасць нацыянальнай карціны свету.
Аннотация (на другом языке): The notions of an ideal world in European Renaissance culture are considered. The general metaphysical foundations of the epoch, most clearly expressed in neoplatonism, are revealed. The relationship is shown between the philosophical interpretation of the earthly world as an emanation of the higher principle (the one, the absolute) and the search for an ideal form of beauty in art that can most fully convey the perfection of the creator of all that exists. Hence, the artistic reflection of reality, both social and natural, appears not just as a «cast» from nature, but acts, first of all, as a project of a man-demiurge who strives to visually embody his own understanding of divine harmony. It is noted that in the literature and painting of the European Renaissance, the «ideal world» is most often represented by universal images of possible being, transcendent in its essence to earthly reality. Against the background of the general spiritual tendencies of the Renaissance, the features of the Belarusian culture of this period are analysed. It is argued that in domestic philosophical thought and art, ideas about the ideal world, perfect social being are inextricably linked with the image of the native land. The main attention of the figures of the Belarusian Renaissance was aimed at improving society and the state, existing socio-political and legal institutions. In literature (F. Skorina, М. Hussowczyk, etc.), the image of the native land, its nature, and the heroic past were elevated. The immanence of the ideal world model to earthly existence is considered as a characteristic feature of the Belarusian culture, revealing the originality of the national world view. = Рассмотрены представления об идеальном мире в европейской ренессансной культуре. Раскрыты общие метафизические основания эпохи, отчетливо выраженные в неоплатонизме. Показана взаимосвязь между философской трактовкой земного мира как эманации высшего начала (единого, абсолюта) и идеально красивой формой в искусстве, способной передать совершенство творца всего сущего. Отсюда художественное отражение действительности (как социальной, так и природной) не просто предстает «слепком» с натуры, а выступает прежде всего проектом человека-демиурга, стремящегося наглядно воплотить собственное понимание божественной гармонии. Отмечено, что в литературе и живописи европейского Возрождения идеальный мир чаще всего репрезентирован универсальными образами возможного бытия, трансцендентного по своей сути земной реальности. На фоне общих духовных тенденций Ренессанса проанализированы особенности белорусской культуры этого периода. Утверждено, что в отечественной философской мысли и искусстве представления об идеальном мире и совершенном социальном бытии неразрывно связаны с образом родного края. Выявлено, что основное внимание деятелей белорусского Возрождения было направлено на совершенствование общества и государства, существующих социально-политических и правовых институтов. В литературе (Ф. Скорина, М. Гусовский и др.) происходило возвышение образа родной земли, ее природы, героического прошлого. Имманентность модели идеального мира земному бытию рассмотрена как характерная черта белорусской культуры, выявляющая своеобразие национальной картины мира.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/306015
ISSN: 2709-5738
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2023, №2

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
26-34.pdf317,81 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.