Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/303072
Заглавие документа: | The activities of the Russian-Ukrainian-Polish commission on repatriation in 1921–1924 |
Другое заглавие: | Деятельность российско-украинско-польской комиссии по репатриации в 1921−1924 гг. / О. Н. Боровская |
Авторы: | Borovskaya, O. N. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Политика и политические науки ЭБ БГУ::ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ::Военное дело ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Государство и право. Юридические науки |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Minsk : BSU |
Библиографическое описание источника: | Journal of the Belarusian State University. International Relations = Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения. – 2023. – No. 1. – Pp. 62-70 |
Аннотация: | The article considers the work of the Mixed Russian-Ukrainian-Polish commission on repatriation in 1921–1924 and the issues affecting its effectiveness. The commission’s performance was highly dependent on the state of Soviet-Polish relations at the time. Soviet Russia and Poland established diplomatic relations, but the bilateral ties remained tense, and these tensions impeded the overall progress of repatriation. It is shown that especially during the Riga peace conference (September 1920 – March 1921), the return of the prisoners of war and other nationals was recognised as an acute problem, and art. VII of the Preliminary peace treaty of 12 October 1920, envisaged the creation of mixed commissions. Immediately, the Polish side asked for the return of the prisoners of war, but the Russian-Ukrainian delegation insisted that it could proceed only if the truce was extended, which the Polish side refused to do. It is emphasised that from the beginning, the Polish side was reluctant to address the most contentious questions via the Russian-Ukrainian-Polish commission on repatriation. Disputes erupted over the exchange of individuals, which the parties had committed to performing as a priority under the additional protocol of understanding of 24 February 1921. The article details the cooperation between the Mixed commission on repatriation and the relevant bodies on improving the material and sanitary conditions of the repatriates, notably, between the branches of the Red Cross Society and the Central directorate for the evacuation of the population of the RSFSR, with a focus on the division of the Mixed commission on reparation for the western region, which covered the Vitebsk, Gomel and Smolensk provinces of the RSFSR and the BSSR. It is also shown that the Polish delegation of the Mixed commission on reparation was de facto providing consular services to the Polish nationals in the western regions and the BSSR. It has been established that the initiative to close the process of repatriation of prisoners of war and refugees came from the Soviet side, and responded to the decrease in the numbers willing to repatriate en masse (“in echelon order”, i. e. by evacua tion trains). On 15 February 1923, the Russian-Ukrainian delegation to the Mixed commission on repatriation announced its return and the suspension of the evacuation trains. The Polish side was offered to take similar action and deal with any future matters concerning repatriation by diplomacy. The Polish government suggested that the mandate of the repatriation commission be extended until 1 Februa- ry 1924, and those of its divisions (in Kyiv, Kharkiv and Minsk) until 15 January 1924. The final protocol ending the mandate of the Mixed commission on repatriation was not signed until 30 August 1924. The repatriation process and the work of the commission were declared complete on 1 September 1924. The Polish delegation referred all unfinished repatriation cases to the consular department of its diplomatic mission. The following estimates are given for the numbers of repatriates who returned to their home countries during the mass repatriation period in 1921–1925: the Republic of Poland (over 1.5 mln, including 1.1–1.2 thnd returning independently), and the USSR (1.2 mln). |
Аннотация (на другом языке): | Рассматривается деятельность российско-украинско-польской комиссии по репатриации в 1921–1924 гг., выделяются основные проблемы ее функционирования. Работа комиссии во многом определялась советско-польскими отношениями того времени. Напряженность в установлении дипломатических связей между сторонами отражалась на общем ходе репатриации. Утверждается, что проблема военнопленных и репатриантов приобрела особую актуальность во время Рижской мирной конференции (сентябрь 1920 г. – март 1921 г.). В ст. VII Прелиминарного мирного договора от 12 октября 1920 г. предусматривалось создание смешанных комиссий. Стороны были обязаны заключить соглашение о репатриации. Польская сторона предлагала сразу начать обмен военнопленными, но российско-украинская делегация считала это возможным только при продлении срока перемирия, на что не соглашались польские представители. Подчеркивается, что с самого начала работы российско-украинско-польской комиссии по репатриации выявилось нежелание польской стороны решать спорные вопросы. Разногласия начались при обсуждении персонального обмена, который, в соответствии с дополнительным протоколом к соглашению от 24 февраля 1921 г., должен был производиться в первую очередь. Показан процесс сотрудничества смешанной комиссии по репатриации с органами, занимающимися вопросами улучшения материального и санитарного положения репатриантов: отделениями Общества Красного Креста, Центральным управлением по эвакуации населения РСФСР. Обращается внимание на специфику деятельности отделения смешанной комиссии по репатриации по западной области РСФСР (Витебская, Гомельская и Смоленская губернии) и БССР. Кроме этого, указывается, что филиал комиссии с польской стороны фактически выполнял консульские функции в отношении польских граждан как на территории западной области РСФСР, так и на территории БССР. Установлено, что инициатива по приостановке процесса репатриации военнопленных и беженцев принадлежит советской стороне. Причиной этого стало уменьшение количества людей, желающих выехать эшелонным порядком за границы республик. В итоге 15 февраля 1923 г. было объявлено о возвращении российско-украинской делегации Смешанной комиссии по репатриации и приостановке эшелонной отправки. Аналогичные меры предлагалось предпринять польской стороне, а в будущем решать вопросы о репатриации в ди- пломатическом порядке. Польское руководство считало необходимым продлить срок деятельности репатриационной комиссии до 1 февраля 1924 г., а в соответствующих отделениях (в Киеве, Харькове, Минске) – до 15 января 1924 г. Подписание заключительного протокола Смешанной комиссии по репатриации произошло только 30 августа 1924 г. В итоге массовая репатриация и деятельность комиссии были признаны оконченными с 1 сентября 1924 г. Все незавершенные репатриационные дела польская делегация передала в консульский отдел своей дипломатической миссии. Приводится количество репатриантов, выехавших массовым порядком в 1921–1925 гг. в Польскую Республику (более 1,5 млн человек, в том числе около 1,1–1,2 тыс. человек, приехавших стихийно) и в СССР (1,2 млн человек). |
Доп. сведения: | The study was carried out within the framework of the state programme of scientific research “Society and humanitarian security of the Belarusian state” for 2021–2025. = Исследование осуществлялось в рамках государственной программы научных исследований “Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства” на 2021–2025 гг. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/303072 |
ISSN: | 2521-6848 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2023, №1 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.