Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/301743
Заглавие документа: | Конструкт ригидности в концепции когнитивно-личностного развития |
Другое заглавие: | The construct of rigidity in the concept of cognitive-personal development / A. N. Pevneva |
Авторы: | Певнева, А. Н. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология = Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. – 2023. – № 2. – С. 84-92 |
Аннотация: | На основе положений концепции когнитивно-личностного развития в рамках общей психологии представлена теоретическая модель развития ригидности как конструкта. Данный концепт послужил основой настоящего исследования, интегрируя закономерности линий когнитивного и личностного развития. С использованием группы научных методов, в частности индуктивно-дедуктивного и ретроспективного методов, а также методов теоретического конструирования, моделирования и прогнозирования, выполнен анализ соотношения двух (когнитивной и личностной) линий познания. Раскрыты аспекты развития модели ригидность – гибкость как когнитивно-личностного конструкта, являющегося закономерным результатом процесса познания: рефлекторность (спонтанность (реактивность) и отсроченность (торможение)), координированность (функционирование системы 1 и системы 2), организованность (дивергентность и конвергентность) и регулятивность (флексибильность и контроль). На основе положений концепции когнитивно-личностного развития конструкт ригидности показан как качественно специфический процесс функционирования когнитивных структур и личностных свойств. Связано это с пониманием относительной автономности когнитивного и личностного (социального) развития, первичности формирования, ведущей роли когнитивных механизмов познания по отношению к личностным и обусловленности соотношения когнитивной и личностной линий развития, а также с необходимостью адаптации. Результаты теоретического исследования расширяют и дополняют имеющиеся данные по проблеме ригидности, что позволит сформировать континуальный (амбивалентный) взгляд на природу изучаемого феномена и расширить вектор направлений его изучения в области общей психологии. |
Аннотация (на другом языке): | The article is aimed at presenting a theoretical model of the development of rigidity as a construct based on the provisions of the concept of cognitive-personal development within the framework of general psychology. This concept served as the basis of the theoretical research, integrating the laws of the lines of cognitive and personal development. Using a group of scientific methods, in particular, the inductive-deductive and retrospective methods, as well as methods of theoretical design, modelling and forecasting, an analysis of the relationship between the two (cognitive and personal) lines of cognition has been performed. The aspects of the development of flexibility-rigidity, as a cognitive-personal construct, which is the natural result of the process of cognition, such as reflexivity (spontaneity (reactivity) and delay (inhibition)), coordination (system 1 and system 2), organisation (divergence and convergence) and regulativity (flexibility and control) have been re- vealed. Based on the provisions of the concept of cognitive-personal development, the construct of rigidity is presented as a qualitatively specific process of functioning of cognitive structures and personal properties. It is closely connected with the understanding of the relative autonomy of cognitive and personal (social) development, the primacy of the formation and leading role of cognitive mechanisms of cognition in relation to personal ones, as well as the conditionality of the ratio of cognitive and personal lines of development and the need for adaptation. The results of the theoretical study expand and supplement the available data on the problem of rigidity, which will form a continuum (ambivalent) view of the nature of the phenomenon under study and expand the vector of directions of its study in the field of general psychology. |
Доп. сведения: | Автор выражает признательность доктору психологических наук, профессору А. П. Лобанову за сопровождение научно-исследовательской рукописи, оказание помощи в построении и обосновании теоретической модели ригидности, а также за поддержку при реализации поставленных цели и задач в ходе написания статьи. = The author grateful to the doctor of sciences (psychology), professor A. P. Lobanov for the professional support of the research manuscript, assistance in the construction and substantiation of the theoretical model of rigidity, as well as support in the implementation of the main goal and objectives during the article writing. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/301743 |
ISSN: | 2520-2251 |
DOI документа: | 10.33581/2520-2251-2023-2-84-92 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2023, №2 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.