Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/291627
Заглавие документа: Теория социальных систем Никласа Лумана: постмодернистский характер дескрипторов общества
Другое заглавие: Niklas Luhmann’s theory of social systems: the postmodern character of society’s descriptors / K. V. Sevastov
Авторы: Севастов, К. В.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология
Дата публикации: 2022
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Социология = Journal of the Belarusian State University. Sociology. – 2022. – № 4. – С. 42-47
Аннотация: Проводится компаративный анализ базовых положений теории социальных систем Н. Лумана и основоположений философии постмодернизма. Определяются точки смыслового пересечения категориального аппарата концепции Н. Лумана с рядом ключевых понятий современной социальной философии, а также взаиморезонирование их базовых основоположений. Доказывается, что сравнение теории социальных систем Н. Лумана и философии постмодернизма может быть осуществлено по нескольким критериям: предметному (определение общей сферы изысканий), историческому (обозначение общего времени и контекста возникновения) и содержательному (выявление семантических параллелей теорий при смещении ракурса рассмотрения). Проводится параллель между бессубъектной социологией Н. Лумана и постмодернистской концепцией отсутствующего субъекта. В соответствии с теорией социальных сис тем Н. Лумана субъект является некоммуникативным по определению. В концептуальном аппарате философии постмодернизма в качестве фундаментального выступает содержательно аналогичный отказ от трактовки субъекта в его классическом понимании. Выявляется содержательная связь концепции бинарной истины Н. Лумана и субъективистской теории истины в постмодернизме. Отмечается, что истина в контексте социальной системы Н. Лумана зависит от ее актуальности для субъекта. Она моделируется в нестатичном контексте и может переоцениваться в субъективном ключе в зависимости от смещения фокуса актуальности того или иного фрагмента знаний субъекта. Аналогичным образом в постмодернистской философии происходит субъективизация истины, которая оказывается переменной величиной не только в социокультурной системе отсчета, но и в системе отсчета индивида. Доказывается, что, с одной стороны, Н. Луман, а с другой – постмодернистские авторы формируют новое видение когнитивных процессов в рамках постнеклассического типа рациональности.
Аннотация (на другом языке): The article carried out a comparative analysis of the basic provisions of the theory of social systems by N. Luhmann and the principles of the philosophy of postmodernism. Considering the categorical apparatus of N. Luhmann’s concept, the author finds points of semantic intersection with a number of key concepts of modern social philosophy, as well as mutual resonation of basic principles. The article proves that the comparison of the theory of social systems by N. Luhmann and the philosophy of postmodernism can be carried out according to several criteria: subjective (general scope of research), historical (common time and context of occurrence) and meaningful (when the perspective of consideration is shifted, it becomes possible to identify semantic parallels named theories). Thus, the article draws a parallel between N. Luhmann’s subjectless sociology and the postmodern concept of the absent subject. In accordance with the theory of social systems by N. Luhmann, the subject is non-communicative by definition. In the conceptual apparatus of the philosophy of postmodernism, a meaningfully similar rejection of the interpretation of the subject in its classical sense is fundamental. A meaningful connection between the concept of binary truth by N. Luhmann, on the one hand, and the subjectivist theory of truth in postmodernism, on the other hand, is revealed. Thus, the truth in the context of N. Luhmann’s social system depends on its relevance for the individual, fitting into the system of knowledge that is significant for him at the moment, the truth is modeled in a non-static context and can be re-evaluated in a subjective way, depending on the shift in the focus of the relevance of one or another fragment of knowledge of the individual. Similarly, in postmodern philosophy there is a subjectivisation of truth, which turns out to be a variable not only in the socio-cultural frame of reference, but also in the frame of reference of the individual. Thus, the article proves that there are semantic parallels in the theory of social systems of N. Luhmann and postmodern philosophy, which allow us to say that, independently of each other, N. Luhmann, on the one hand, and postmodern authors, on the other, develop a new vision of cognitive processes within the post-non-classical type of rationality.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/291627
ISSN: 2521-6821
DOI документа: 10.33581/2521-6821-2022-4-42-47
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2022, №4

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
42-47.pdf320,58 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.