Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/289988
Title: | Государственно‐религиозные институты Российской империи в XVIII– начале XX в.: эволюция отношений «свой – иной – чужой» |
Other Titles: | Russian empire’s religious institutions in the 18th - early 20th century: The evolution of “friend - alien - foe” relations |
Authors: | Бендин, А. Ю. |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Религия. Атеизм |
Issue Date: | 2021 |
Publisher: | RUDN UNiversity |
Citation: | Russ Hist 2021;20(1):8-31. |
Abstract: | Рассматриваются вопросы формирования и функционирования трех основных государственно-религиозных институтов, которые обеспечивали религиозную безопасность Рос-сийской империи в XVIII – начале XX в. Показаны исторические особенности административно-правового становления каждого из названных институтов, выявлены их признаки и функцио-нальное предназначение. Дано определение понятия «религиозная безопасность Российской им-перии», основанное на анализе его конкретного исторического содержания. Автор рассматрива-ет отношения, сложившие между институтами «господствующей» Русской церкви, веротерпи-мости «иностранных исповеданий» и дискриминации великорусского «раскола» сквозь призму отношений «свой – иной – чужой». Названный подход позволяет выяснить иерархический ха-рактер отношений и противоречия, существовавшие между институтами, деятельность которых до 1905 г. регламентировала религиозную жизнь всех подданных Российской империи. В статье анализируется зависимость, существовавшая между «господствующим» правовым статусом Рус-ской церкви, имперской веротерпимостью и религиозной дискриминацией. Автор приходит к выводу, что административно-правовое формирование трех государственно-религиозных инсти-тутов, начавшееся в XVIII столетии, завершилось в период правления императора Николая I. С этого времени начинается процесс постепенной эволюции межинститутских отношений «свой – иной – чужой», пик которой, в связи с изданием указов императора Николая II, выпадает на 1904–1906 гг. В статье рассматриваются перемены правительственной политики в отношении великорусского «раскола», которые в конечном итоге сняли оппозицию «свой – чужой» в от- ношениях между Российским государством, Русской церковью и «расколом». Из категории ре-лигиозно и политически «чужих» легализованные старообрядцы и сектанты в соответствии с положениями модернизированного законодательства о веротерпимости перешли в категорию «иных», к которой традиционно принадлежали «иностранные исповедания». В новых правовых и политических условиях нетерпимость и религиозная дискриминация «раскола» перестали быть инструментом обеспечения религиозной безопасности Российского государства. |
Abstract (in another language): | The Russian government’s three principal institutions to regulate the empire’s diverse reli-gions from the 18th to the early 20th century are examined. Its author describes the evolution of these bodies, their features and purpose, as well as defining the concept of religious security by analyzing its specific his-torical content. The author also discusses the relationship between the institutions of the official Russian Church, religious tolerance for “foreign confessions,” and discrimination against the Old Believers through the prism of “friend – alien – foe” relations. This approach helps us understand the hierarchical nature of the relations and contradictions that existed between the institutions, whose activities regulated the religious life of the Russian Empire’s subjects until 1905. The article goes on to analyze the relationship between the official legal status of the Russian Church, imperial tolerance, and religious discrimination. It concludes that the formation of the three state-religious institutions that began in the 18th century ended during the reign of Emperor Nicholas I. That time saw the beginning of the gradual evolution of “friend – alien – foe” inter-institutional relations, which peaked under Emperor Nicholas in 1904–1906. The author also considers the changes in the government’s policy towards the Russian “schism” of the 17th century, which ultimately removed the “friend-or-foe” opposition in the relations between the Russian state, the Russian Church and the “schismatic” Old Believers. In accordance with the modernized legislation on religious tolerance, lawful Old Believers and sectarians moved from the category of religious and political “foes” to that of “aliens”, to which “foreign confessions” traditionally belonged. Under the new legal and political conditions, intolerance and religious discrimination against the “schism” ceased to be an instrument of state policy. |
URI: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/289988 |
DOI: | 10.22363/2312-8674-2021-20-1-8-31 |
Scopus: | 85103393053 |
Licence: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Appears in Collections: | Статьи сотрудников института теологии |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
2312-8674-2021-20-1-8-31.pdf | 931,66 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.