Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/274839
Заглавие документа: | Университет в «Обществе 3.0»: вызовы трансдисциплинарного перехода |
Другое заглавие: | University in “Society 3.0”: the challenges of transdisciplinary transition / V. V. Anohina |
Авторы: | Анохина, В. В. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Перспективы белорусско-китайского диалога в условиях глобальной нестабильности : сборник научных статей и материалов XV Международного междисциплинарного научно-теоретического семинара «Инновационные стратегии в современной социальной философии», 7–8 декабря 2021 г., Минск, Республика Беларусь / БГУ, Фак. философии и социальных наук, Каф. философии и методологии науки, Каф. философии культуры, РИКК, Совет молодых ученых БГУ, Ин-т философии НАН Беларуси ; [редкол.: А. И. Зеленков (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2021. – С. 22-37. |
Аннотация: | В начале третьего тысячелетия университеты столкнулись с множеством новых вызовов – медиатизацией культуры, цифровизацией науки и образования, глобализацией рисков, во многом продуцируемых научно-техническим прогрессом, кризисом идеологии мультикультурализма, создающим проблемы в студенческих сообществах и корпорациях, пандемией Covid-19 с повсеместным переходом на дистанционное обучение и другими. Среди них значительную роль играет вызов трансдисциплинарного перехода современных университетов в новую фазу развития, с характерными для нее требованиями непрерывности образования, мобильности студентов и ученых, междисциплинарности научных проектов, и устойчивости по отношению к исследовательским и образовательным практикам. Этот объективный тренд трансформирует классическую модель университета и образ науки как относительно автономной сферы культуры, обнаруживает неадекватность прежних моделей организации научно-образовательной деятельности требованиям времени. На практике трансдисциплинарная эволюция современной науки и образования порождает ряд проблем не только в процессах обучения, но и в организации исследований, оценке и экспертизе научных проектов. Статья посвящена тому, как трансдисциплинарный подход инкорпорирует в себя различные точки зрения, в том числе за пределами университетов, науки и академических кругов, включая их в процессы исследования и внедрения, чтобы использовать наилучшие из возможных знаний, согласовать ценности и предпочтения, достичь совместного видения проблем и потенциальных решений. Обосновывается, что сущность трансдисциплинарности заключается в сотрудничестве и взаимодействии различных субъектов, которые обычно не работают вместе, но взаимно озабочены такими глобальными проблемами, как изменение климата, бедность и неравенство, неустойчивость, неравномерность социально-экономического развития, человеческая агрессия, неравномерное распределение доходов и богатства, рост населения и т.д. В статье сравниваются основные модусы производства и освоения знаний («Режим 1», «Режим 2», «Режим 3»), и в этом контексте автор также предлагает обсудить возможные направления развития университета как ключевого института «Общества 3.0» |
Аннотация (на другом языке): | At the beginning of the third millennium, universities faced many new challenges – the mediatization of culture, the digitalization of science and education, the globalization of risks, largely generated by scientific and technological progress, the crisis of the ideology of multiculturalism, creating problems in student communities and corporations, the Covid-19 pandemic with a widespread transition to distance learning and others. Among them, a significant role is played by the challenge of a transdisciplinary transition of the modern universities to a new phase of development, with its characteristic demands for the continuity of education, students’, and scientists’ mobility, interdisciplinarity of scientific projects, and the requirement of sustainability in relation to research and educational practices all over the globe. This objective trend transforms the classical model of the university and the image of science as a relatively autonomous sphere of culture, reveals the inadequacy of the previous models of organizing scientific and educational activities to the requirements of the time. In practice, the transdisciplinary evolution of modern science and leaning gives rise to a several problems not only in education, but also in the organization of research, value, and expertise of scientific projects. The article is devoted to how transdisciplinary approach involves incorporating diverse perspectives outside of university, science and academia into research and implementation processes to leverage the best possible knowledge, reconcile values and preferences, and establish shared ownership for problems and potential solutions. The article substantiates that the essence of transdisciplinarity is the cooperation and collaboration of a collection of diverse actors who normally do not work together yet are mutually concerned for such global problems, as a climate change, poverty and inequalities, unsustainability, uneven socio-economic development, human aggression, uneven income and wealth distribution, population growth, etc. The main modes of production and assimilation of knowledge (“Mode 1”, “Mode 2”, “Mode 3”) are compared in this paper. In this context, the author also proposes to discuss possible directions for the development of the university as a key institution in “Society 3.0” |
Доп. сведения: | Раздел 1. 100 лет БГУ – перспективы развития университетского образования в трансформирующемся социуме |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/274839 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Номер, дата депонирования: | 012302122021, Деп. в БГУ 02.12.2021 |
Располагается в коллекциях: | 2021. Перспективы белорусско-китайского диалога в условиях глобальной нестабильности |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.