В сборник статей, посвященный 100-летию Белорусского государственного университета и 60-летию факультета доуниверситетского образования иностранных граждан, вошли материалы Международного научно-практического семинара «Актуальные проблемы обучения иностранных граждан в контексте интернационализации образования» и ІІI Международного круглого стола «Актуальные проблемы обучения иностранных граждан в системе довузовского образования».
Рассмотренные в рамках работы двух мероприятий статьи отражают как научную, так и методическую, учебную и практическую работу преподавателей, педагогических коллективов кафедр и учебных подразделений факультетов учреждений образования Беларуси, Росси Китая, Казахстана, Словакии, Приднестровья, Хорватии, Южной Кореи, коллег из Российского центра науки и культуры в Минске (представительства Россотрудничества в Республике Беларусь). Принимая во внимание юбилейный характер мероприятий, организованных кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении факультета доуниверситетского образования иностранных граждан Института дополнительного образования БГУ, сборник включает приветственные слова. Материалы распределены по четырем разделам.
В первом разделе «Стратегии развития доуниверситетского образования иностранных граждан» рассматриваются вопросы, отражающие инновационные подходы развития довузовского этапа обучения иностранных граждан в контексте интернационализации образования, возможности повышения конкурентоспособности образовательных услуг БГУ на мировом рынке, разработку образовательных программ по русскому языку как иностранному в системе дополнительного образования, проектирование и реализацию образовательных программ подготовки иностранных граждан к освоению профессионального обучения. Также включены статьи, посвященные 60-летию обучения иностранных граждан в Беларуси, истории системной начальной подготовки иностранных граждан, совместным культурно-просветительским и профессионально ориентированным мероприятиям Российского центра науки и культуры в Минске и Института дополнительного образования БГУ в контексте культурной дипломатии.
Во втором разделе «Практика преподавания русского языка как иностранного в Беларуси за рубежом» акцентировано внимание на задачах, перспективах и особенностях преподавания русского языка как иностранного в разных странах мира (Беларуси, России, Китае, Словакии, Хорватии, Южной Корее, Вьетнаме), роли международных форумов в укреплении интернационального гуманитарного сотрудничества.
В разделе «Традиции и инновации в методике преподавания русского языка как иностранного» рассматриваются насущные вопросы преподавания русского языка как иностранного в рамках довузовской подготовки иностранных граждан: обучение фонетике, диалогической речи, работе с текстом, использование языка-посредника, модульных технологий, решение вопросов планирования занятий по русскому языку как иностранному в соответствии со стандартными требованиями языковой подготовки иностранных учащихся.
Четвертый раздел «Организация профильного обучения: язык специальности и общеобразовательные дисциплины» посвящен внедрению инновационных подходов в преподавание иностранным гражданам обществоведения, физики, экономики, английского языка, подготовке к вступительным испытаниям, разработке электронных учебников нового поколения, обучению студентов медицинского вуза.
В пятом деле «Культурологический компонент в системе довузовского образования» освещаются вопросы, связанные с осмыслением роли культурологического подхода в процессе обучения русскому языку как иностранному, значением организации летних школ, разработкой экскурсионных программ и открытием центров культуры для формирования коммуникативной компетенции иностранных граждан.
Материалы сборника могут быть использованы для формирования единого коммуникативного университетского пространства с учетом усилий создания внутренней и внешней интернационализации образования.
Редакционная коллегия:
Е. Л. Хальпукова (отв. ред.), М. А. Харчевник, Г. В. Шершукова
Освещены стратегии развития доуниверситетского образования иностранных граждан, традиционные и инновационные подходы в практике преподавания русского языка как иностранного в Республике Беларусь и за рубежом. Рассмотрены вопросы организации профильного обучения в системе довузовской подготовки, акцентировано внимание на роли культурологического компонента в процессе работы с иностранными гражданами.
Discover
- 1 2021