Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/271192
Заглавие документа: | Ф. М. Достоевский – великий человеколюбец, человекознавец, человекодоброжелатель, мудрец и провидец |
Другое заглавие: | F. M. Dostoevsky – great human-lover, expert in human, well-wisher of human, sage and visionary / E. M. Babosov |
Авторы: | Бабосов, Е. М. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество |
Дата публикации: | 2021 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Социология = Journal of the Belarusian State University. Sociology. - 2021. - № 3. - С. 13-23 |
Аннотация: | Раскрываются философский смысл и гуманистический пафос творчества Ф. М. Достоевского, воплощенные в его романах и журнале «Дневник писателя». Продемонстрирована бездонная глубина человека, составляющего символ веры писателя. Его философско-этические и психологические обобщения представлены как центральный пункт метафизической проблемы человека как личности, его жизни, исканий, страданий, любви, веры. Реконструирована теория творчества Ф. М. Достоевского, для которого человек интересен тогда, когда вступает только на свой, индивидуальный путь и, проходя его, демонстрирует нечто типичное для всего народа, его историческую судьбу и предназначение, силу и слабость. Показано, что писатель видел призвание России в том, чтобы в любых обстоятельствах отстаивать честь русского человека, народа, так как только в личностной самобытности каждого воплощается общая самобытность нации. Раскрывается диалектика любви, свободы, красоты и бессмертия как составляющих смысл жизни. Смерть на этом фоне представлена как неизбежный нравственный урок, задача которого в обострении чувства любви к человеку и смирения перед Богом. Такому пониманию жизни и смерти противостоит бесовщина – феномен, лишенный любви и смирения. Для Ф. М. Достоевского, остро предчувствовавшего будущие социальные потрясения в России и Европе, бесовщина воплощается в революционных идеях захвата власти, перестройки общества и человека по лекалам политических вождей, которые жаждут только господства над другими. Охарактеризованы пророчества и предчувствия Ф. М. Достоевского относительно будущего России и ее места в мировой истории. Акцент сделан на писательском неприятии революции как братоубийственной войны и отрицании жизнеспособности коммунистических идей и идеалов. По мнению писателя, противопоставить этим мрачным прогнозам можно только религиозно окрашенный гуманизм: лучшее будущее наступит тогда, когда люди смогут объединиться в единое гармоничное целое, или рай Христов, на основе реализации главной христианской заповеди возлюбить ближнего как себя самого. |
Аннотация (на другом языке): | The philosophical meaning and humanistic pathos of F. M. Dostoevsky’s work is revealed, embodied in his novels and «The diary of a writer». The depth and bottomlessness of a person – the writer’s symbol of faith – are presented. The philosophical, ethical and psychological generalisations of the Russian writer are presented as the central point of the metaphysical problem of man as a personality, her life, quest, suffering, love, faith. The theory of F. M. Dostoevsky’s creativity is reconstructed, for which a person is interesting when he embarks on only his own, individual path, but passing which, highlights something typical for the entire people, its historical fate and destiny, strength and weakness. Only in the personal identity of each person is the general identity of the nation embodied; to defend in any circumstances the honour of the Russian man and the honour of his people – this is precisely what the citizen writer saw as the vocation of Russia. The dialectic of love, freedom, beauty and immortality as components of the meaning of human life is revealed. Against this background, death is presented as an inevitable moral lesson, the meaning of which is to sharpen the feelings of love and humility: love for man and humility before God. This understanding of life and death is opposed by demonic, a phenomenon devoid of love and humility. For F. M. Dostoevsky, who had an acute presentiment of future social upheavals in Russia and Europe, devilry is embodied in the revolutionary ideas of seizing power, restructuring society and man according to the patterns of political leaders who only yearn for domination and submission of others to their will. The prophecies and premonitions made by F. M. Dostoevsky about the future of Russia and its place in world history are characterised. The emphasis is on the writer’s rejection of the revolution as a fratricidal war and the denial of the viability of communist ideas and ideals. Only religiously coloured humanism can be opposed to these gloomy forecasts: a better future will come when people, based on the implementation of the main Christian thesis, to love their neighbour as themselves, will be able to unite into a single harmonious whole or the paradise of Christ. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/271192 |
ISSN: | 2521-6821 |
DOI документа: | 10.33581/2521-6821-2021-3-13-23 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2021, №3 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.