Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/258454
Заглавие документа: Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов
Другое заглавие: Dialogical interdetermination in psychological phenomenology of education: An example of teachers' professional deformation
Авторы: Янчук, В. А.
Сапего, Е. И.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
Дата публикации: 2017
Издатель: National Research Ogarev Mordovia State University
Библиографическое описание источника: Integr Educ 2017;21(3):459-476.
Аннотация: Введение: отличительной особенностью современного психологического знания является крайняя степень дезинтегрированности, проявляющейся в бесконечном массиве публикаций, описывающих локальные фрагменты изучаемой реальности вне контекста ее целостности. Вместе с тем развитие знания без его метатеоретического осмысления придает ему стихийный характер и ограничивает возможности нахождения оптимальных прикладных решений. Авторская попытка решения этой актуальной проблемы представлена в рамках социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания. Цель статьи – презентация инновационноэвристического потенциала метаподхода, иллюстрируемая построением модели функционирования антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант. Материалы и методы: методологическим основанием исследования служит социокультурно-интердетерминистский диалогический подход к изучению феноменологии образования, инновационный потенциал которого продемонстрирован на примере психологических интердетерминант деформирования личности педагогов. В процессе построения модели функционирования антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант применялись системный анализ, сравнительный метод, методы систематизации и концептуализации научных идей, классификации и типизации, моделирование объекта и предмета исследования, типа образовательной среды и ее структурных компонентов. Результаты исследования: представлены основоположения и инновационно-эвристический потенциал социокультурно-интердетерминистского диалогического метаподхода к анализу социальной феноменологии, а также понятие психологических интердетерминант профессионального деформирования. Раскрыт процесс интердетерминации феномена деформации личности: взаимозависимость личностных, средовых и активностных составляющих педагогов. В качестве средовой составляющей обозначена экокультурная диалогическая образовательная среда с ее структурными компонентами. Разработана модель антидеформирующих личность педагога психологических интердетерминант. Обсуждение и заключения: социокультурно-интердетерминистский диалогический метаподход предполагает рассмотрение социальной, в том числе и образовательной, феноменологии в контексте взаимообусловленности культурных, личностных и средовых интердетерминант, определяющих обретаемое качество, не сводимое к простой сумме составляющих целое частей. Профилактика профессиональной деформации педагогов предполагает повышение уровня психологической культуры педагогов, разнообразие сфер их жизненной активности, моделирование компонентов экокультурной диалогической среды в учреждении образования.
Аннотация (на другом языке): Introduction: a distinctive feature o f modem psychological knowledge is an extreme degree o f disintegration manifested in an infinite array of publications describing local fragments of the studied reality outside the context of integrity. Simultaneously, development of knowledge without its metatheoretical interpretation gives it a sporadic character and, consequently, restricts the optimal solutions. The author's attempt to solve this urgent problem is presented in the framework of sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of integration of psychological knowledge. Methodological foundations with substantial characterisation of metatheory are described. A research objective is to present innovative and heuristic potential of the metaapproach demonstration illustrated through the teacher's psychological anti-deforming model. Materials and Methods: the methodological basis of research is presented by the sociocultural interdeterminist dialogical approach to education phenomenology analysis which innovative potential is illustrated by the example of teacher's personality deformation. System analysis, comparative method, systematisation and conceptualisation of scientific ideas, classification and typifications, research object and subject modeling were used during the study. Results: the foundations and innovative potential of the sociocultural-interdeterminist dialogical metaapproach to social phenomenology analysis are given a thorough account. The teacher's personality professional deformation main criteria are given (authoritativeness, rigidity, self-perception non-criticality, role expansionism and pedagogical indifference), the personality deformation operational definition is formulated. The concept of psychological interdeterminants of professional deformation is introduced, the process of interdetermination of personality's deformation phenomenon is revealed, that is: interdependence of personal, environmental and activity constituents. As an environmental component the eco-cultural dialogical educational environment with its structural components is described: favorable social-psychological climate, teachers work satisfaction, social support, responsibility, awareness, open type of organisational culture in academic institution and democratic management style. One of the research result is the teacher's personality anti-deforming psychological interdeterminants model. Discussion and Conclusions: sociocultural-interdeterminist dialogical meta-approach implies the consideration of social phenomenology in the context of the interdependence of cultural, personal, and environmental interdeterminants. This approach suggests the phenomenon under study has a new quality. Therefore, achievement of required results, including educational practice, presupposes the formation of personal prerequisites that fosters new quality. Respectively, teacher's professional deformation prevention presupposes enhancement of their psychological culture level, diversity of their vital activity spheres, modelling of components of the eco-cultural dialogical environment in educational establishment.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/258454
DOI документа: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.459-476
Scopus идентификатор документа: 85031787991
Располагается в коллекциях:Статьи факультета философии и социальных наук

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
08.pdf7,25 MBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.