Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/256862
Title: Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти по законодательству Республики Беларусь
Other Titles: Regulatory activity of the executive power bodies under the legislation of the Republic of Belarus / G. A. Vasilevich
Authors: Василевич, Григорий Алексеевич
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Государство и право. Юридические науки
Issue Date: 2019
Citation: Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4. – С. 5-16.
Abstract: В статье анализируется нормотворческая деятельность органов исполнительной власти — правительства, министерств, государственных комитетов, местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь. Представлена система исполнительной власти, законодательная основа ее функционирования, акцентировано внимание на видах нормативных актов, принимаемых указанными органами. Высказаны предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти. Особый акцент сделан на анализе Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» и появляющихся в связи с его вступлением в силу новеллах в законодательстве и правоприменительной практике. Правовое регулирование должно быть разумным, основываться на конституционных принципах и нормах как стандартах современного правопонимания. Обеспечению разумности правового регулирования призваны содействовать такие составляющие нормотворческого процесса, как определение целей акта законодательства, анализ состояния правовых отношений, прогнозирование последствий принятия нормативного правового акта, правовая экспертиза акта, общественное и профессиональное обсуждение проекта, правовой мониторинг и др. При разумном правовом регулировании общественных отношений достигается законный результат с наименьшими затратами труда и ресурсов. По мнению автора, в названном Законе следовало бы дать определение государственных программ подготовки проектов и соответствующих планов, определить более высокую юридическую силу специальных законов по отношению к иным законам, указать на различие между решениями об отмене акта и о признании акта утратившим силу. Нуждается в совершенствовании правовая основа для нормотворческой деятельности органов местного управления и самоуправления. В частности, следует законодательно закрепить круг субъектов нормотворческой инициативы, чьи предложения подлежат обязательному рассмотрению компетентным органом. Проведенный автором анализ свидетельствует о наличии проблем в области дачи разъяснений, ответов в связи с неясностью положений нормативных правовых актов. Одним из вариантов исправления сложившейся ситуации могло бы стать принятие постановления Правительства Республики Беларусь, направленного на упорядочение практики дачи органами исполнительной власти, подведомственных Правительству, разъяснений нормативных правовых актов
Abstract (in another language): The article analyzes the rule-making activities of the executive authorities — the Government, ministries, and state committees, local executive and administrative bodies. The system of executive power, the legislative basis for its functioning are presented, attention is focused on the types of normative acts adopted by these bodies. Suggestions are made to improve the activities of executive bodies. Particular emphasis is placed on the analysis of the Law “On Normative Legal Acts” and appearing in connection with its entry into force innovations in legislation and law enforcement practice. Legal regulation should be reasonable, based on constitutional principles and norms as standards of modern legal understanding. Such components of the law-making process as the definition of the objectives of the act of legislation, analysis of the state of legal relations, forecasting the consequences of the adoption of a regulatory legal act, legal examination of the act, public and professional discussion of the project, legal monitoring, etc. are designed to promote the reasonableness of legal regulation. Reasonable legal regulation of social relations will be such regulation in which a legitimate result is achieved with the lowest cost of labor and resources. The legal basis for the standard-setting activities of local government and self-government bodies needs to be improved. In particular, the law should establish the range of subjects of the law-making initiative, whose proposals are subject to mandatory review by the competent authority. The analysis indicates the presence of problems in explanations, answers in connection with the vagueness of the provisions of the regulations. One of the options for improving the situation could be the adoption of a resolution of the Government of the Republic of Belarus aimed at streamlining the practice of giving clarifications by Executive bodies subordinated to the Government, regulatory legal acts. It could set out a number of fundamental rules to be followed
URI: https://elib.bsu.by/handle/123456789/256862
DOI: 10.12737/jflcl.2019.4.1
Appears in Collections:Статьи кафедры конституционного права

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
5-16.pdf501,35 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.