Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/253972
Заглавие документа: Травелог як жанравая форма падарожнага тэленарыса: перспектыўныя прыёмы і сродкі мастацкай выразнасці
Другое заглавие: Travelog as a genre form of a travel screen: perspective methods and means of art expression / E. I. Morozowa
Травелог как жанровая форма путевого телеочерка: перспективные приемы и средства художественной выразительности / Е. И. Морозова
Авторы: Марозава, А. І.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
Дата публикации: 2020
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика = Journal of the Belarusian State University. Journalism and pedagogics. - 2020. - № 2. - С. 37-46
Аннотация: Разглядаецца травелог як жанравая форма тэлевізійнага падарожнага нарыса, запатрабаванасць якога ў аўдыявізуальнай прасторы ХХІ ст. імкліва ўзрастае. Матэрыялам для параўнальна­гістарычнага аналізу сталі выпускі папулярных перадач: «Падарожжы дылетанта» («Новыя падарожжы дылетанта»), «Падарожжа з Жыгамонтам», «Я хочу это увидеть!»; сцэнарыі праграм Студыі Беларускага тэлебачання: «Спадчына» Уладзіміра Караткевіча (сярэдзіна 1970­х – сярэдзіна 1980­х гг.), «Улицы и площади рассказывают» (сярэдзіна 1960­х – сярэдзіна 1970­х гг.), «Вецер вандраванняў» (1966–1994); травелогі BBC. Вызначаюцца асаблівасці лексічнага партрэта лірычнага героя, які апісваецца ў беларускім травелогу, – неэксперта, інтэлігента і інтэлектуала з аўдыторыі, які імкнецца не пераконваць гледачоў, а камунікаваць, разважаць разам з імі. Вылучаюцца прыёмы і сродкі мастацкай выразнасці, якія склаліся ў беларускім травелогу гістарычна: лексічны партрэт аўдыторыі, псіхалагізм персанажаў, матывы сінкрэтызму, публіцыстычнасць (тэмы захавання гісторыка­культурных каштоўнасцей і роднай мовы), дыялектызмы і жарганізмы, час дзеясловаў у пераносным сэнсе, абагульненыя займеннікі першай і другой асобы, прамыя звароты да гледачоў, суб’ектыўна­ацэначныя выразы, рытарычныя пытанні. Абгрунтоўваецца неабходнасць выкарыстання гэтых набыткаў пры стварэнні ўнікальных айчынных фарматаў перадач для міжнароднага распаўсюджання. Вызначаюцца тэмы (экалагічная праблематыка), а таксама прыёмы выразнасці (інтэртэкстуальнасць і мастацкі сімвалізм), метады журналісцкага расследавання, якія патрабуюць больш грунтоўнай распрацоўкі ў травелогах.
Аннотация (на другом языке): In the article travelogue, the demand for which in the audiovisual space of the XXI century is growing rapidly, is considered as a genre form of a television travel screen. The material for the comparative historical analysis was the releases of the popular programs «Dilettante’s travelling» («New dilettante’s travelling»), «Travelling with Zhigamont», «I want to see it!», as well as scripts of the broadcasts of the Belarusian Television Studio «Spadchyna» by Uladzimir Karatkevich (middle 1970s – middle 1980s), «Streets and squares tell» (middle 1960s – middle 1970s), «The wind of wanderings» (1966–1994), BBC travelogues. The features of the lexical portrait of the lyrical hero of the Belarusian travelogue are defined – a non­expert, intellectual and intellectual from the audience who tries not to convince the audience, but to communicate and reason with them. The methods and means of artistic expression that have historically developed in the Belarusian travelogue are highlighted, in particular the lexical portrait of the audience, the psychology of the characters, the motives of syncretism, publicity (the theme of preserving historical and cultural values and the native language), dialectisms and jargon, generalized pronouns of the first and second person, direct appeals to the audience, subjective and evaluative expressions, rhetorical questions. The necessity of using these tools to create unique domestic formats for international distribution is substantiated. Identified topics (environmental issues), as well as techniques (intertextuality and artistic symbolism), method of journalistic investigation, which require more careful use in travelogues. = Рассматривается травелог как жанровая форма телевизионного путевого очерка, востребованность которого в аудиовизуальном пространстве XXI в. стремительно растет. Материалом для сравнительно­исторического анализа стали выпуски популярных программ: «Падарожжа дылетанта» («Новыя падарожжы дылетанта»), «Падарожжы з Жыгамонтам», «Я хочу это увидеть!»; сценарии передач Студии Белорусского телевидения: «Спадчына» Владимира Короткевича (середина 1970­х – середина 1980­х гг.), «Улицы и площади рассказывают» (середина 1960­х – середина 1970­х гг.), «Ветер странствий» (1966–1994); травелоги BBC. Определяются особенности лексического портрета лирического героя, который описывается в белорусском травелоге, – неэксперта, интеллектуала и интеллигента из аудитории, который старается не переубеждать зрителей, а общаться и рассуждать с ними. Выделяются приемы и средства художественной выразительности, которые исторически сложились в белорусском травелоге, в частности лексический портрет аудитории, психологизм персонажей, мотивы синкретизма, публицистичность (темы сохранения историко­культурных ценностей и родного языка), диалектизмы и жаргонизмы, обобщенные местоимения первого и второго лица, прямые обращения к аудитории, субъективные и оценочные выражения, риторические вопросы. Обосновывается необходимость использования этих инструментов при создании уникальных отечественных форматов передач для международного распространения. Выявляются темы (экологическая проблематика), а также приемы (интертекстуальность и художественный символизм), метод журналистского расследования, которые требуют более тщательной проработки в травелогах.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/253972
ISSN: 2521-6783
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2020, №2

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
37-46.pdf468,28 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.