Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/247428
Заглавие документа: | Педагог-ученый С. З. Каценбоген и Свердловский государственный педагогический институт в 1935–1946 гг. |
Другое заглавие: | Pedagogue and scholar S. Z. Katsenbogen and Sverdlovsk State Pedagogical Institute in 1935–1946 / M. V. Popov, M. V. Suvorov |
Авторы: | Попов, М. В. Суворов, М. В. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. Исторические науки |
Дата публикации: | 2020 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. История = Journal of the Belarusian State University. Historical sciences. - 2020. - № 2. - С. 80-90 |
Аннотация: | История высшей школы в России и ближнем зарубежье неразрывно связана с деятельностью представителей вузовской администрации, их преподавательской и научной активностью. Именно они были проводниками государственной политики в сфере высшего образования. В 1920–40-х гг. в высших учебных заведениях СССР учебная и научная работа в большой степени зависела от изменения общественно-политической обстановки в стране. Это нашло свое отражение в судьбе тех, кто стоял во главе вузовского управления. Исследование политической и профессиональной активности руководящих кадров советских вузов позволит дать правильную оценку их деятельности как администраторов, педагогов и ученых. В этом смысле изучение судьбы Соломона Захаровича Каценбогена – социолога, философа, педагога и вузовского руководителя – приобретает особый интерес и актуальность. Поводами для публикации могут служить также 100-летний юбилей со дня открытия Белорусского государственного университета и 90-летие создания Свердловского государственного педагогического института (ныне – Уральский государственный педагогический университет). Статья посвящена деятельности С. З. Каценбогена в период изменений в общественно-политической жизни, происходивших в СССР во второй половине 1930-х – 1940-е гг. Впервые целенаправленно исследуется его профессиональная активность как преподавателя и администратора в уральских вузах, прежде всего в Свердловском пединституте. Делаются попытки анализа политических настроений и поведения Соломона Захаровича в условиях сталинского режима, явившихся следствием необоснованных обвинений в его адрес: мнительность и недоверие к коллегам, снижение научной активности из-за боязни критики по политическим мотивам. В то же время авторы приходят к выводу о положительном вкладе профессора в совершенствование вузовской работы на Урале (новаторство в организации планирования научной деятельности высших учебных заведений, создание системы контроля со стороны заведующих кафедрами и администрации за проводимыми преподавателями занятиями). В условиях массовых репрессий Соломон Захарович не стал клеветником и карьеристом, он искренне верил, что благодаря своему добросовестному труду и нравственному поведению в конечном итоге добьется снятия с него партийных взысканий. Именно так оценивали профессора его коллеги – работники уральских вузов, но реабилитации от партийных чиновников С. З. Каценбоген так и не дождался. Судьба профессора С. З. Каценбогена во многом типична и ярко характеризует историческую обстановку в стране в период сталинского правления. В связи с этим цель настоящей статьи – выявить последствия воздействия политических факторов и особенностей общественной жизни в 1935–1946 гг. на деятельность вузовского руководителя, ученого и педагога. С другой стороны, мы пытались вести исследование в рамках историко-антропологического подхода, где человек выступает как действующее лицо истории, социальный фактор, носитель определенной политической культуры, менталитета. Для достижения цели и решения поставленных задач важное значение имеет расширение источниковой базы исследования в результате открытия ряда архивных материалов, ранее недоступных для историков. |
Аннотация (на другом языке): | The history of higher education in Russia and the near abroad is inseparably connected with the activity of higher education institutions administrators and their teaching and scholarly activity. They were the people who implemented the government policy in the sphere of higher education. In the 1920–40s, the academic and scholarly activity in the Soviet higher education institutions depended, to a large extent, on the change of the socio-political situation in the country. This was reflected in the fates of those who headed higher school administrations. The authors’ study of political and professional activity of higher school administrators can provide an objective assessment of their activity as managers, pedagogues and scholars. In this regard, the study the life of Solomon Zakharovich Katsenbogen – a sociologist, philosopher, pedagogue and higher school administrator becomes especially interesting and urgent. The 100th anniversary of the foundation of the Belarusian State University and the 90th anniversary of the foundation of Sverdlovsk State Pedagogical Institute (now Ural State Pedagogical University) can also serve as very good reasons for the publication of this material. The article deals with the work of S. Z. Katsenbogen under the conditions of the change in the socio-political life taking place in the USSR in the second half of the 1930s – 1940s. It is the first attempt to study his professional activity as a lecturer and administrator at the higher education institutions of the Urals, and first of all at Sverdlovsk State Pedagogical Institute. The article analyzes the political leanings and behavior of S. Z. Katsenbogen under the conditions of the Stalinist regime, which was responsible for false allegations against him: suspiciousness and distrust in relation to colleagues and slowdown in scholarly activity because of fear of criticism for political reasons. At the same time, the authors make a conclusion about a positive contribution of the professor to the improvement of the functioning of higher schools in the Urals: a new approach to the organization of planning of scientific activity of higher education institutions, the creation of the system of control of the conduct of lectures and tutorials by teachers on the part of the heads of departments and higher school administration. Under the conditions of mass repression, S. Z. Katsenbogen did not become a slanderer and careerist; he sincerely believed that due to his hard work and moral behavior, he would eventually have his party disciplinary penalties withdrawn. His colleagues – pedagogues of the higher education institutions of the Urals – also believed in this, but he never achieved rehabilitation from the party officials. The fate of professor Katsenbogen was to a great extent highly typical of the historical situation in the country during Joseph Stalin’s rule. In this perspective, the aim of the article is to reveal the consequences of the impact of political factors and peculiarities of the social life of the period of 1935–1946 on the activity of the higher school administrator, scholar and pedagogue. On the other hand, the authors tried to carry out their investigation within the framework of the historical-anthropological approach, in which a person functions as an active historical subject, as a historical factor, and as a bearer of a political culture and mentality. To achieve the aim and the tasks of the study, it is important to expand the investigation source base now as a result of publicizing a number of archival materials previously inaccessible for historians. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/247428 |
ISSN: | 2520-6338 |
DOI документа: | 10.33581/2520-6338-2020-2-80-90 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2020, №2 |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
История_2_2020_small (5)-080-090.pdf | 370,45 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.