Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/230974
Заглавие документа: Кантовское понятие «трансцендентальный субъект» в философии неокантианства
Другое заглавие: Kant's concept of «transcendental subject» in Neo-Kantianism / M.V. Rovbo
Авторы: Ровбо, М. В.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Философия
Дата публикации: 2019
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Философия и социальные науки в современном мире : материалы междунар. науч. конф. к 30-летию фак. философии и соц. наук Белорус. гос. ун-та, Минск, 26–27 сент. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Ф. Гигин (пред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 102-107.
Аннотация: В статье прослеживается судьба кантовского понятия «трансцендентальный субъект» в философии неокантианства. С учетом разнообразных оценок роли и функции трансцендентального субъекта в мысли И. Канта за опорные точки взяты идеи двух наиболее влиятельных школ неокантианства – Марбургской и Баденской. Вопреки ожиданиям, что кантовское понятие «трансцендентальный субъект» получает развитие в Марбургской и Баденской школах неокантианства, в текстах мыслителей этих школ не наблюдается использование данного понятия. Как «чистое мышление» Г. Когена и П. Наторпа, так и «гносеологический субъект» Г. Риккерта выполняет функцию всеобщего, безличного основания объективности и всеобщей значимости знания. Такой функцией (в силу определения понятия «трансцендентальное» И. Кантом) нередко наделяют и трансцендентальный субъект, что, впрочем, соответствует лишь одной из имеющихся трактовок трансцендентального субъекта в исследовательской литературе. Отмеченное основание всеобщности и необходимости знания в неокантианстве обеих школ следует понимать в сугубо логическом смысле: теоретические конструкции «чистого мышления» и «гносеологического субъекта» лишены онтологической «плотности».
Аннотация (на другом языке): The article traces the fate of Kant's concept of «transcendental subject» in Neo-Kantianism. Taking into account the various considerations of the role and functions of the transcendental subject in Kant's thought, ideas of the most influential Neo-Kantianism schools, the Marburg and Baden schools, are taken as reference points. Contrary to the expectations that Kant's concept of «transcendental subject» is developing by the Marburg and Baden schools, the use of this concept is not observed in the texts by the thinkers, representing these schools. Both «pure thinking» (Cohen and Natorp) and «epistemological subject» (Rickert) perform a function of universal, impersonal foundation of objectivity and universal significance of knowledge. By virtue of Kant's definition of «transcendental» the transcendental subject is often endowed with such a function, which, however, corresponds only to one of the available interpretations of the transcendental subject in research literature. The basis of universality and necessity of knowledge in Neo-Kantianism of both schools should be understood in a pure logical sense: the theoretical constructs of «pure thinking» and «epistemological subject» are devoid of ontological «density».
Доп. сведения: Секция 1. Философия и перспективы развития современной культуры
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/230974
ISBN: 978-985-566-807-8
Располагается в коллекциях:2019. Философия и социальные науки в современном мире

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
102-107.pdf761,13 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.