Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/218277
Title: Социально-правовое положение учителей средних учебных заведений Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в.
Other Titles: Social and legal status of teachers of secondary schools in Belarus in the second half of XIX – early XX century / V. M. Astroha
Сацыяльна-прававое становішча настаўнікаў сярэдніх навучальных устаноў Беларусі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст. / В. М. Астрога
Authors: Острога, В. М.
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. Исторические науки
Issue Date: 2019
Publisher: Минск : БГУ
Citation: Журнал Белорусского государственного университета. История = Journal of the Belarusian State University. Historical sciences. - 2019. - № 1. - С. 57-66
Abstract: Отмечено, что к середине ХIХ в. правительственная политика в сфере народного образования России не соответствовала назревшим потребностям социально-экономического и культурного развития страны. Школьная реформа 1864 г. дала толчок для модернизации существовавшей системы просвещения, остро поставив на повестку дня проблему обеспечения учебных заведений всех типов квалифицированными педагогическими кадрами. Социальный статус преподавателей средних учебных заведений определяла широкая нормативно-правовая база, которая устанавливала круг прав и обязанностей учащего (законы, указы, постановления, распоряжения, циркуляры, уставы, инструкции и т. д.), а также определяла уровень материального дохода – степень обеспеченности жизни и достатка, показатель престижа и положения в обществе представителей этой интеллигентной профессии. Рассмотрено социально-правовое положение преподавателей средних учебных заведений Беларуси во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Осуществлен сравнительный анализ статуса учителей средних и начальных учебных заведений.
Abstract (in another language): By the middle of the XIX century the government policy in the sphere of public education of Russia did not meet the urgent needs of socio-economic and cultural development of the country. School reform in 1864 gave impetus to the modernization of the existing education system, putting on the agenda the problem of providing educational institutions of all types of qualified teaching staff. The social status of teachers in secondary schools was determined by a broad legal framework, which established the range of rights and duties of the «student» (laws, decrees, orders, circulars, statutes, instructions, etc.), as well as the level of material income – the degree of security of life and wealth, an indicator of the prestige and position in society of representatives of this intelligent profession. = Адзначана, што да сярэдзіны ХІХ ст. урадавая палітыка ў сферы народнай адукацыі Расіі не адпавядала наспелым патрэбам сацыяльна-эканамічнага і культурнага развіцця краіны. Школьная рэформа 1864 г. дала штуршок мадэрнізацыі існуючай сістэмы асветы, востра паставіўшы на парадак дня праблему забеспячэння навучальных устаноў усіх тыпаў кваліфікаванымі педагагічнымі кадрамі. Сацыяльны статус выкладчыкаў сярэдніх навучальных устаноў вызначала шырокая нарматыўна-прававая база, якая акрэслівала кола правоў і абавязкаў настаўнікаў (законы, указы, пастановы, распараджэнні, цыркуляры, статуты, інструкцыі і г. д.), а таксама вызначала ўзровень матэрыяльнага даходу – ступень забяспечанасці жыцця і дастатку, паказчык прэстыжу і становішча ў грамадстве прадстаўнікоў гэтай інтэлігентнай прафесіі. Разгледжана сацыяльна-прававое становішча выкладчыкаў сярэдніх навучальных устаноў Беларусі ў другой палове ХІХ – пачатку ХХ ст. Праведзены параўнальны аналіз статусу настаўнікаў сярэднiх i пачатковых навучальных устаноў.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/218277
ISSN: 2520-6338
Licence: info:eu-repo/semantics/openAccess
Appears in Collections:2019, №1

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
57-66.pdf303,2 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.