Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/193150
Заглавие документа: | Регулятивная схема аргументации в русско- и белорусскоязычной гуманитаристике |
Другое заглавие: | Regulatory argumentation scheme in Russian and Belarusian humanities / T. N. Savtchouk |
Авторы: | Савчук, Т. Н. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание |
Дата публикации: | 2017 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Филология = Journal of the Belarusian State University. Philology. - 2017. - № 3. - С. 56-64 |
Аннотация: | Представлены результаты исследования регулятивной схемы аргументации, полученные на основе анализа русско- и белорусскоязычных научных статей гуманитарного профиля. Указано, что специфика регулятивной схемы как способа внутреннего структурирования аргументации заключается в использовании для поддержки пропонируемой точки зрения апелляции к авторитету. Выявлены два типа регулятивной схемы, первый из которых предполагает обращение к коллективному авторитету, второй – к индивидуальному. Для каждой разновидности установлены особые приемы идентификации, сформулированы критические вопросы. Отмечено, что прагматический потенциал регулятивной схемы связан с возможностью ее использования для обоснования не только дескриптивных, но и ценностных суждений. Утверждается, что условиями эффективного применения регулятивной схемы являются ориентация на модель адресата, выбор адекватного способа представления авторитета, выбор релевантного типа авторитета. Определено, что для качественной оценки регулятивной аргументации целесообразно учитывать следующие принципы: соразмерности, достоверности, объективности, релевантности, фактической адекватности. Нарушение данных принципов приводит к различным погрешностям в аргументирующем рассуждении. Сделан вывод о том, что когнитивные структуры, соответствующие регулятивной схеме, способы их вербализации, особенности функционирования в целом сходны в русской и белорусской гуманитаристике, а различия касаются лишь частотности употребления тех или иных моделей и аргументативных вербализаторов. Замечено, что понимание выявленных закономерностей формирует предпосылки для создания качественной научной продукции, а также ее квалифицированной оценки. = The article presents results of the investigation of the regulative argumentation scheme, obtained on the basis of the analysis of Russian-language and Belarusian-language scientific articles of the humanitarian profile. Specificity of the regulatory scheme as a way of internal structuring of the argumentation consists in using an appeal to authority to support the advocated viewpoint. Two types of regulative scheme have been identified, the first of which involves an appeal to collective authority, the second one involves an appeal to individual authority. Specific identification methods are established, critical questions are formulated for each of the types. Pragmatic potential of the regulatory scheme is associated with the possibility of its use to justify not only descriptive, but also value judgements. The conditions for the effective application of the regulatory scheme are: targeting the addressee model, choosing an adequate way to represent authority, and choosing the relevant type of authority. For the expert assessment of the regulatory argument, it is advisable to take into account a number of principles: proportionality, reliability, objectivity, relevance, factual adequacy. Violation of these principles leads to various fallacies in the reasoning. The cognitive structures that comply with the regulatory scheme, the ways of their verbalization, the features of functioning in general are common for Russian and Belarusian humanitarian discourses. The differences relate only to the frequency of use of different models and argumentative markers. The understanding of the revealed regularities forms the preconditions for the creation of high-quality scientific production, as well as its qualified evaluation. |
URI документа: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/193150 |
ISSN: | 2521-6775 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2017, №3 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.