Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/192317
Title: | Экспериментальная физика элементарных частиц |
Authors: | Макаренко, В. В. |
Keywords: | ЭБ БГУ::ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ::Физика |
Issue Date: | 21-Dec-2017 |
Abstract: | Программа дисциплины «Экспериментальная физика элементарных частиц» разработана для специализации 1-31 04 06 01 «Ядерная физика и электроника» специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» первой ступени высшего образования. Настоящая программа является ори-гинальной и разработана с учетом соответствующих требований образовательного стандарта специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» (ОСВО 1-31 04 06-2013). Современные эксперименты в физике высоких энергий предоставляют возможность получить новые знания о фундаментальных свойствах материи в недостижимом ранее диапазоне энергий. Для подготовки и выполнения экспериментов создаются коллаборации институтов и университетов, в том числе из различных государств. Научно-исследовательские учреждения Республики Беларусь являются участниками крупнейших международных проектов в физике элементарных частиц – экспериментов CMS и ATLAS на Большом адронном коллайдере в Европейской организации ядерных исследований (CERN), проектов будущих коллайдеров CLIC и FCC (CERN), проекта NICA в Объеди-ненном институте ядерных исследований (ОИЯИ) и других. Белорусские специалисты вносят вклад во все этапы подготовки и проведения этих экспериментов, включая разработку технологий ускорения и детектирования частиц, промышленное производство элементов установок, разработку физической программы экспериментов, а также обработку и анализ полученных данных. Белорусские ученые являются полноправными соавторами как научных открытий, так и новых технологий, созданных при подготовке экспериментов. В связи с этим, понимание основных принципов подготовки и проведения современных экспериментов в физике элементарных частиц становится важной составляющей подготовки специалиста с квалификацией «физик-исследователь». Целью данного курса является изучение студентами основных принципов планирования и проведения современных экспериментов, методов моделирования наблюдаемых величин в эксперименте и анализа полученных в эксперименте данных. Материал курса основан на базовых знаниях и представлениях, заложенных в общих курсах электромагнетизма, квантовой механики, физики ядра и элементарных частиц и др. Цель учебной дисциплины сформировать у обучающихся систематические знания в области экспериментальной физики элементарных частиц. Задачи учебной дисциплины: сформировать основные понятия, положения и концепции дисциплины экспериментальной физики элементарных частиц; сформировать понятия о методах математического описания в физике высоких энергий; сформировать количественное понимание основных величин и параметров, используемых при описании процессов в физике высоких энергий; сообщить сведения, необходимые для понимания основных процессов в физике высоких энергий. Учебный материал дисциплины основан на базовых знаниях и представлениях, заложенных в дисциплинах цикла общенаучных и общепрофессиональных дисциплин «Математический анализ», «Аналитическая геометрия и линейная алгебра», «Дифференциальные и интегральные уравнения», «Методы математической физики», «Теоретическая механика», «Электродинамика», «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика», «Физика ядра и элементарных частиц». Перед преподавателем данной дисциплины ставятся следующие за-дачи: ознакомить обучающихся с предметом экспериментальной физики высоких энергий; ознакомить обучающихся с основными этапами планирования и проведения экспериментов в физике элементарных частиц; ознакомить обучающихся с основными подходами, применяемыми для моделирования наблюдаемых величин процессов рассеяния в со-временных экспериментах на ускорителях элементарных частиц; ознакомить обучающихся с основными подходами к анализу данных в современных ускорительных экспериментах; способствовать развитию научного мировоззрения обучающихся. Из множества эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии проблемно-модульного обучения; технологии научно-исследовательской деятельности; проблемно-ориентированный междисциплинарный подход; интенсивное обучение; моделирование проблемных ситуаций и их решение. Для формирования современных социально-профессиональных компетенций выпускника вуза в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы. В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать: – методы моделирования наблюдаемых величин в экспериментальной физике элементарных частиц, – основные принципы обработки данных в ускорительных экспериментах; уметь: – моделировать наблюдаемые величины в процессах рассеяния элементарных частиц в условиях современных ускорительных экспериментов, в том числе с использованием специализированных компьютерных про-грамм. владеть: навыками использования современного программного обеспечения для моделирования и анализа наблюдаемых величин в экспериментах. В результате изучения учебной дисциплины «Экспериментальная физика элементарных частиц» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции: уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; владеть системным и сравнительным анализом; владеть исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно; быть способным вырабатывать новые идеи (креативность). владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером; иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация); уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. обладать качествами гражданственности; быть способным к социальному взаимодействию; обладать способностью к межличностным коммуникациям; владеть навыками здорового образа жизни; быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). уметь работать в команде. применять знания теоретических и экспериментальных основ ядерной физики и ядерных технологий, ядерно-физических методов исследования, методов измерения физических величин, методов автоматизации эксперимента, методов планирования, организации и ведения научно-производственной, научно-педагогической, производственно-технической, опытно-конструкторской работы в области ядерно-физических технологий и атомной энергетики; пользоваться компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, системами автоматизированного программирования, научно-технической и патентной литературой; взаимодействовать со специалистами смежных профилей; применять полученные знания фундаментальных положений физики, экспериментальных, теоретических и компьютерных методов исследования, планирования, организации и ведения научно-технической работы; использовать новейшие открытия в естествознании, методы научного анализа, информационные образовательные технологии, физические основы современных технологий, оборудование и аппаратуру в исследовательской, научно-педагогической и производственной деятельности; вести переговоры, разрабатывать планы сотрудничества с другими организациями; пользоваться глобальными информационными ресурсами; пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иными иностранными языками как средством делового общения; реализовывать методы защиты производственного персонала и на-селения в условиях возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и обеспечения радиационной безопасности при осуществлении научной, производственной и педагогической деятельности; осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективным направлениям развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям; определять цели инноваций и способы их реализации; оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий; применять методы анализа и организации внедрения инноваций в научно-производственной, научно-педагогической и научно-технической деятельности. Форма получения высшего образования — очная, дневная. Общее количество часов – 148, количество аудиторных часов – 68. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций и управляемой самостоятельной работы (УСР). На проведение лекционных занятий отводится 58 часов, на УСР — 10 часов. Занятия проводятся на 5-м курсе в 10-м семестре. Формы текущей аттестации по учебной дисциплине — экзамен (10 семестр). |
URI: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/192317 |
ISBN: | УД-4720/уч |
Appears in Collections: | Кафедра ядерной физики |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Эксп.физика элем частиц.doc | 9,71 MB | Microsoft Word | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.