Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/192280
Заглавие документа: | Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом |
Авторы: | Дубовская, Ирина Яковлевна |
Тема: | ЭБ БГУ::ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ::Физика |
Дата публикации: | 3-июн-2016 |
Аннотация: | Программа дисциплины «Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом» разработана для специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» первой ступени высшего образования. Она предназначена для более глубокого изучения студентами физических основ процессов, протекающих при прохождении ионизирующих излучений через различные среды и изменению характеристик самого излучения, необходимых для последующего усвоения ряда дисциплин специализаций. Настоящая программа является оригинальной и разработана с учетом соответствующих требований образовательного стандарта специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» (ОСВО 1-31 04 06-2013). В современной науке, промышленности, геологии и медицине в настоящее время широко применяются ядерно-физические методы, такие как, нейтронно- и гамма-активационные методы исследования элементного состава вещества, рентгеновские методы исследования структуры вещества, аналитические и терапевтические методы в медицине и т.д. Дисциплина «Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом» является теоретической базой для понимания всей совокупности методов детектирования частиц, а также ядерно-физических методов, применяемых в различных областях науки и техники. Ядерный реактор и ядерное топливо являются источниками ионизирующего излучения, откуда возникают требования к биологической защите ядерного реактора, а также к хранению радиоактивных отходов на АЭС. Для расчета защиты необходимы знания различных механизмов взаимодействия ядерного излучения с веществом. Целью учебной дисциплины является формирование у обучающего систематических знаний физических процессов взаимодействия различных видов излучения с атомами и ядрами, а также методов расчета сечений, коэффициентов ослабления, параметров пучков излучений при прохождении их через вещество. Основное внимание уделяется: основным видам излучения и их классификация по характеру взаимодействия; взаимодействию -квантов с веществом; взаимодействию тяжелых заряженных частиц и электронов с веществом; ионизационным и радиационным потерям энергии; процессу ионизации; классификации нейтронов по энергиям; упругому и неупругому рассеянию нейтронов на ядрах вещества; взаимодействию резонансных нейтронов с ядрами; взаимодействию медленных нейтронов с веществом, методам расчета сечений. Задачи учебной дисциплины: сформировать у обучающихся представление о круге вопросов, относящихся к предмету взаимодействия ионизирующих излучений с веществом; привить и закрепить базовые навыки решения задач по активации, ослаблению интенсивности различных пучков излучения в веществе. Учебный материал дисциплины основан на знаниях и представлениях, полученных в рамках следующих дисциплин: «Математический анализ», «Аналитическая геометрия и линейная алгебра», «Основы функционального анализа и теории функций», «Дифференциальные и интегральные уравнения», «Методы математической физики», «Теоретическая механика», «Физика атома и атомных явлений», «Физика ядра и элементарных частиц», «Квантовая механика», «Электродинамика». Учебный материал дисциплины будет использован при преподавании следующих дисциплин специальности государственного компонента: «Методы и устройства регистрации излучений», «Дозиметрия и радиационная безопасность», «Физика ядерных реакторов», «Защита от ионизирующих излучений», «Системы управления и защиты ядерных энергетических установок», а также в ряде дисциплин специализации. Перед преподавателем данной дисциплины ставятся следующие за-дачи: – ознакомить обучающихся с предметом дисциплины «Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом»; систематически изложить обучающимся основные сведения из физики взаимодействия ионизирующего излучения с веществом; – ознакомить обучающихся с основными подходами, применяемыми для описания взаимодействия ионизирующего излучения с веществом, основными методами их генерации и регистрации; – способствовать развитию научного мировоззрения обучающихся. Из множества эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии проблемно-модульного обучения; технологии научно-исследовательской деятельности; проблемно-ориентированный междисциплинарный подход; интенсивное обучение; моделирование проблемных ситуаций и их решение. Для формирования современных социально-профессиональных компетенций выпускника вуза в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: основные процессы взаимодействия различных видов излучений с веществом: закономерности ослабления ионизирующего излучения в веществе; уметь: рассчитывать сечения взаимодействия различных видов излуче-ний с атомами и ядрами; определять потери энергии и пробеги частиц падающего излучения в различных средах; определять физические характеристики наведенной нейтронами радиоактивности. владеть: методами анализа взаимодействия различных видов излучения с веществом. В результате изучения учебной дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции: Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач. Владеть системным и сравнительным анализом. Владеть исследовательскими навыками. Уметь работать самостоятельно. Быть способным вырабатывать новые идеи (креативность). Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером. Иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация). Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Обладать качествами гражданственности. Быть способным к социальному взаимодействию. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. Владеть навыками здорового образа жизни. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление). Уметь работать в команде. Применять знания теоретических и экспериментальных основ ядерной физики и ядерных технологий, ядерно-физических методов исследования, методов измерения физических величин, методов автоматизации эксперимента, методов планирования, организации и ведения научно-производственной, научно-педагогической, производственно-технической, опытно-конструкторской работы в области ядерно-физических технологий и атомной энергетики. Осуществлять на основе методов математического моделирования оценку производственных процессов. Пользоваться компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, системами автоматизированного программирования, научно-технической и патентной литературой. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей. Применять полученные знания фундаментальных положений физики, экспериментальных, теоретических и компьютерных методов исследования, планирования, организации и ведения научно-технической работы. Использовать новейшие открытия в естествознании, методы научного анализа, информационные образовательные технологии, физические основы современных технологий, оборудование и аппаратуру в исследовательской, научно-педагогической и производственной деятельности. Разрабатывать и оптимизировать ядерно-физические технологии в энергетике и промышленности. Вести переговоры, разрабатывать планы сотрудничества с другими организациями. Пользоваться глобальными информационными ресурсами. Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иными иностранными языками как средством делового общения. Реализовывать методы защиты производственного персонала и населения в условиях возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и обеспечения радиационной безопасности при осуществлении научной, производственной и педагогической деятельности. Форма получения высшего образования – очная, дневная. Общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 126 часов, из них аудиторных - 54. Аудиторные часы проводятся в виде лекций, управляемой самостоятельной работы (УСР) и лабораторных занятий. На проведение лекционных занятий отводится 32 часа, на УСР – 2 часа, лабораторные занятия - 20 часов. Занятия проводятся на 4-м курсе в 7-м семестре. Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамен (7семестр). |
URI документа: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/192280 |
ISBN: | УД-3939/уч |
Располагается в коллекциях: | Кафедра ядерной физики |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Взаимодействие изл. с веществом нов.doc | 466,5 kB | Microsoft Word | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.