Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/192252
Title: Ядерная безопасность
Authors: Семенович, Олег Вячеславович
Keywords: ЭБ БГУ::ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ::Физика
Issue Date: 6-Jun-2017
Abstract: Программа дисциплины «Ядерная безопасность» разработана специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» первой ступени высшего образования. Настоящая программа является оригинальной и разработана с учетом соответствующих требований образовательного стандарта специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» (ОСВО 1-31 04 06-2013). Цель учебной дисциплины  является усвоение студентами основных норм, положений и концепции, составляющих проблему безопасности атомных станций (АС) на современном этапе развития ядерной энергети-ки. Задачи учебной дисциплины:  сформировать у студентов – будущих физиков-инженеров, спе-циализирующихся в области ядерной физики и технологий (в том числе – ядерной энергетики) – соответствующие современному уровню развития ядерной энергетики представления, знания, навыки, позволяющие хорошо разбираться в сути понятий «ядерная безопасность», «безопасность АС»;  сформировать понимание важности законодательной и нормативной базы для обеспечения ядерной безопасности;  сформировать понимание таких элементов безопасности, как культура безопасности, обеспечение качества, человеческий фактор;  сформировать понимание критериев и принципов достижения приемлемого уровня безопасности объектов ядерной энергетики;  сформировать понимание основных положений детерминистских и вероятностных методов анализа безопасности энергоблоков АЭС и их оборудования. Учебный материал дисциплины основан на базовых знаниях и представлениях, заложенных в дисциплинах цикла общенаучных и общепрофессиональных дисциплин «Теория вероятности и математическая статистика», «Физика ядра и элементарных частиц», «Физика ядерных реакторов», «Дозиметрия и радиационная безопасность», «Физическое материаловедение», «Тепломассоперенос в ядерных энергетических установках», «Термогидродинамика переходных и аварийных режимов реакторных установок», «Тепловые схемы и режимы работы ядерных энергетических установок». Учебный материал дисциплины будет использован при преподава-нии следующих дисциплин специализации: «Атомные электрические станции», «Ядерные энергетические установки», «Ядерные технологии». Перед преподавателем данной дисциплины ставятся следующие за-дачи:  систематически изложить основные составляющие проблемы безопасности АС;  ознакомить обучающихся с основными положениями законодательной и нормативной базы для обеспечения ядерной безопасности;  ознакомить обучающихся с принципами обеспечения качества и культуры безопасности;  систематически изложить принцип глубокоэшелонированной защиты;  систематически изложить основные аспекты методов детерминистического и вероятностного анализа безопасности;  способствовать развитию научного мировоззрения обучающихся. Из множества эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить: технологии научно-исследовательской деятельности; проблемно-ориентированный междисциплинарный подход; интенсивное обучение. В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать: – основы законодательной базы в области использования атомной энергии; – принципы многоуровневой защиты; – методы и средства обнаружения и контроля ядерных материалов; – нормативно-правовую базу нераспространения; – процессы образования радиоактивных отходов, способы транспортировки, захоронения и уничтожения радиоактивных отходов; – основные составляющие проблемы безопасности АС; – законы, постановления, приказы методические и нормативные материалы в области атомной энергии и радиационной безопасности; – принципы обеспечения качества и культуры безопасности; – принцип глубокоэшелонированной защиты; – основные положения методов детерминистического и вероятност-ного анализа безопасности; уметь: – анализировать информацию, связанную с выбором площадки и проекта АС; – анализировать информацию, связанную с проектированием АС, изготовлением оборудования и сооружением АС, вводом её в эксплуатацию, эксплуатацией и снятием с эксплуатации; – делать качественный анализ крупнейших аварий, случавшихся на АС. владеть: – основными положениями методов детерминистического и вероят-ностного анализа безопасности. В результате изучения учебной дисциплины «Тепломассоперенос в ядерно-энергетических установках» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:  уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;  владеть системным и сравнительным анализом;  владеть исследовательскими навыками;  уметь работать самостоятельно;  иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;  применять знания теоретических и экспериментальных основ ядерной физики и ядерных технологий, ядерно-физических методов исследования, методов измерения физических величин, методов автоматизации эксперимента, методов планирования, организации и ведения научно-производственной, научно-педагогической, производственно-технической, опытно-конструкторской работы в области ядерно-физических технологий и атомной энергетики;  применять полученные знания фундаментальных положений физики, экспериментальных, теоретических и компьютерных методов исследования, планирования, организации и ведения научно-технической работы;  пользоваться глобальными информационными ресурсами;  осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективным направлениям развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям. Форма получения высшего образования — очная, дневная. Общее количество часов – 114, количество аудиторных часов – 42. Аудиторные занятия проводятся в виде лекций, семинаров и контролируемой самостоятельной работы (КСР). На проведение лекционных занятий отводится 28 часов, на семинары – 12 часов; на КСР – 2 часа. Занятия проводятся на 5-м курсе в 10-м семестре. Количество зачётных единиц – 3. Формы текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамен (10 семестр).
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/192252
Appears in Collections:Кафедра ядерной физики

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ядерная_Безопасность_Семенович_16_17_УВО_ЯФиЭ.pdf517,44 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.