Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/55736
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.author | Десюкевич, Ольга Ивановна | - |
dc.date.accessioned | 2013-12-05T14:49:14Z | - |
dc.date.available | 2013-12-05T14:49:14Z | - |
dc.date.issued | 2012-11-16 | - |
dc.identifier.uri | http://elib.bsu.by/handle/123456789/55736 | - |
dc.description.abstract | Данная дисциплина направлена на формирование у студентов представлений о направлении в изучении художественного текста, учитывающем достижения когнитивной лингвистики, в силу отличий в методологии получившем разные терминологические определения: «когнитивная поэтика» (П. Стоквелл), «когнитивное литературоведение» (А. Ричардсон) и «когнитивная стилистика» (Е. Семино). С точки зрения ученых-когнитологов, литература должна рассматриваться как один из видов ментальной деятельности, основанный на тех же механизмах и подчиняющийся тем же законам, что и прочие типы мыслительной активности. Более того, когнитивный подход к литературе предполагает, что многие особенности человеческого мышления, его механизмы ярче всего выразились именно в литературном творчестве. Содержание художественного текста мыслится учеными-когнитологами как «текстовый мир», т.е. как иерархическое по своей структуре коммуникативное лингвистическое событие, включающее в себя элементы как текстуального, так и контекстуального характера. Переключение между разными уровнями текстового мира – дискурсивным (верхним уровнем, на котором осуществляется коммуникация между автором и читателем художественного текста), текстуальным, на котором действуют персонажи, чьи воспоминания, убеждения, предположения образуют субмиры, представляющие собой альтернативы текстового мира, – осмысливаются в традиционной филологии нарратологией. Когнитивный аспект анализа уточняет представления о нарративных структурах текста, осмысливая их в терминах когнитивного дейксиса. Другим достижением когнитивной науки, изменившим представления ученых об универсальных механизмах мышления человека, проявляющихся в том числе и при создании и понимании художественного текста, является теория концептуальных метафор. По мнению ученых, метафора представляет собой прототипический случай аналогического мышления, характерного для литературы в целом. Метафора является основой не только отдельных художественных образов, но и элементов более высоких уровней текста – его композиции, лейтмотивной структуры. Логическим развитием теории концептуальных метафор является теория концептуальной интеграции М. Тернера, знакомство с которой также предполагается в рамках данной дисциплины. Данная дисциплина призвана детализировать знания слушателей, получаемые при изучении дисциплин «Теория текста» и «Дискурсный анализ текста» и имеет целью дать представления о современной практике интегрального подхода к изучению художественного текста в гуманитарной науке. | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.subject | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество | ru |
dc.title | Концептуальный анализ художественного текста № УД-S-106 | ru |
dc.title.alternative | Учебная программа для специальности 1-23 01 10-02 Литературная работа (редактирование) | ru |
dc.type | syllabus | ru |
Располагается в коллекциях: | Архив (журналистика) |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
концептуальный анализ__рабочий_вариант_ О.И.Десюкевич.pdf | 156,57 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.