Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/337773
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorKorol, A.D.-
dc.contributor.authorBushmanova, E.A.-
dc.date.accessioned2025-11-27T09:56:11Z-
dc.date.available2025-11-27T09:56:11Z-
dc.date.issued2025-
dc.identifier.citationHigher Education in Russia.2025; 2:125-135ru
dc.identifier.urihttps://elib.bsu.by/handle/123456789/337773-
dc.description.abstractThe meanings and goals of mass education are to transfer pedagogically adapted social experience from teacher to student. Such education has the character of transmission and is there fore monologue-like; it reflects the idea of a person as a “blank sheet”. However, experience and knowledge cannot be conveyed directly; they are formed from within. The transfer of impersonal information in a ready-made form does not take into account the personal characteristics, meanings and goals of the student himself, who does not participate in the creation of knowledge. This approach leads to the training of a specialist prone to imitation, which helps to accelerate the historical process, leads to the atomization of personality and increased aggression. Artificial intelligence, performing an increasing number of functions for humans, saves them time and facilitates professional and personal actions by facilitating the transfer of information, which many people may consuder a sinonom of a “knowledge”. Can artificial intelligence not only serve as a generator of solutions to student’s needs, but also help identify, unlock and realize their potential? In other words, can it support the student in a subject-to-subject interaction with other students and teachers within the framework of dialogical education? Monologue education and artificial intelligence have one important feature in common - the lack of internal creativity. We believe that artificial intelligence cannot be a subject due to the lack of boundaries, since new meanings are always born in dialogue based on the self of the subjects. Artificial intelligence does not have an internal space of meanings, which is the basic condition for dialogue. Artificial intelligence enhances the negative features of monologue education. It makes a person’s life easier, but it does so by reducing opportunities for their development. Heuristic-type education, dialogical in nature, acts as a student’s assistant in his creative selfrealization and develops the qualities of a creator’s personality capable of effective interaction with artificial intelligenceru
dc.language.isoruru
dc.publisherMoscow Polytechnic Universityru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessru
dc.subjectЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогикаru
dc.titleArtificial Intelligence in the Mirror of Education: The Problem of Dialogueru
dc.title.alternativeИскусственный интеллект в зеркале образования: проблема диалогаru
dc.typearticleru
dc.rights.licenseCC BY 4.0ru
dc.identifier.DOI10.31992/0869-3617-2025-34-2-125-135-
dc.description.alternativeСмыслы и цели массового образования заключены в передаче педагогически адаптированного социального опыта от учителя к ученику. Подобное образование имеет характер передачи и потому монологично; это отражает представление о человеке как о «чистом листе». Однако опыт и знания невозможно передать напрямую; они формируются изнутри. Передача обезличенной информации в готовом виде не учитывает личностные особенности, смыслы и цели самого ученика, который не участвует в создании знания. Такой подход ведёт к подготовке специалиста, склонного к подражанию, что способствует ускорению исторического процесса, приводит к атомизации личности и усилению агрессии. Искусственный интеллект, выполняя для человека всё большее количество его функций, экономит его время и облегчает профессиональные и личностные действия, содействуя передаче информации, которую многие могут понимать как синоним знания. Может ли искусственный интеллект не только выполнять роль генератора решений по запросам ученика, но и способствовать выявлению, раскрытию и реализации его потенциала? Иными словами, может ли он поддерживать студента в субъектно-субъектном взаимодействии с другими студентами и преподавателями в рамках диалогичного образования? Монологичное образование и искусственный интеллект имеют одну схожую важную черту - отсутствие внутренней потенции к созиданию. Мы полагаем, что искусственный интеллект не может быть субъектом по причине отсутствия границ, поскольку в диалоге всегда рождаются новые смыслы, исходя из самости субъектов. У искусственного интеллекта нет внутреннего пространства смыслов, которое является базовым условием для диалога. Искусственный интеллект доводит монологическое образование одновременно до совершенства и абсурда. Он облегчает жизнь человека,, но делает это за счёт сокращения возможностей для его развития.ru
dc.identifier.scopus85219564970-
Располагается в коллекциях:Статьи кафедры педагогики и проблем развития образования

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
sndtf60f.pdf232,63 kBAdobe PDFОткрыть
Показать базовое описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.