Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/313236
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorФролова, Н. Ю.-
dc.date.accessioned2024-06-05T07:59:52Z-
dc.date.available2024-06-05T07:59:52Z-
dc.date.issued2024-
dc.identifier.citationЧеловек в социокультурном измерении = Human in the socio-cultural dimension. – 2024. – № 1. – С. 40-48ru
dc.identifier.issn2709-5738-
dc.identifier.urihttps://elib.bsu.by/handle/123456789/313236-
dc.description.abstractОбращение к исследованию дизайна продиктовано необходимостью осмысления проблем, связанных с изменениями в современной культуре, которая вступила в постиндустриальную эпоху. Подчиненность дизайна общей тенденции трансформаций раскрывается в очевидной многонаправленности и разномасштабности процессов внутри практики дизайна, а также при ее осмыслении и теоретизировании. Изменения, происходящие в дизайне, являются результатом развития цивилизации, они характеризуются полифоничностью практики, расширением и размыванием границ феномена, а также институализацией научной дисциплины. Возрастающий интерес к дизайну со стороны гуманитарных исследований отражает результаты его влияния на общественную жизнь и доказывает его тотальный характер. Процессы такого проникновения можно наблюдать повсеместно в общественной, профессиональной и индивидуально-личностной сферах, поскольку из вида деятельности по оформлению коммуникации дизайн превращается в язык коммуникации, выполняя задачу социально-культурного организатора общественного взаимодействия. Дизайн, будучи компонентом процессов, происходящих в обществе и культуре, подвергается структурным и качественным трансформациям. Развивающаяся практика дизайна и возрастающий интерес к феномену дизайна со стороны исследователей разных областей знаний формируют новые подходы к его изучению и обоснованию, а также актуализируют новую дисциплину, названную «Исследования дизайна» («Design studies»). Актуальность исследования обусловлена необходимостью введения в русскоязычное пространство термина «исследования дизайна», обозначающего новую область науки, которая включает в себя все аспекты дизайн-практики и дизайн-теории. Применение междсциплинарного метода и системного подхода позволило детерминировать исследования дизайна как дисциплину в различных контекстах и отметить актуальность включения русскоязычных ученых в мировые процессы изучения такого сложного и трансформирующегося феномена, как дизайн. Сделан вывод о том, что исследования дизайна представляются расширяющимся и фрагментирующимся пространством. В результате включения в это пространство других дисциплин и часто пограничного положения исследований названная область вполне может считаться междисциплинарной.ru
dc.language.isoruru
dc.publisherМинск : БГУru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessru
dc.subjectЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогикаru
dc.subjectЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Культурологияru
dc.subjectЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Науковедениеru
dc.titleОбоснование научной дисциплины «Исследования дизайна»ru
dc.title.alternativeJustification of the scientific discipline «Design studies» / N. U. Frolovaru
dc.typearticleru
dc.rights.licenseCC BY 4.0ru
dc.description.alternativeAppeal to the study of design and determination of scientific discipline of design research, dictated by the need to comprehend the problems associated with changes in modern culture, which has entered the post-industrial era. The subordination of design to the general trend of transformation is revealed by the obvious multidirectional and multiscale processes both within the practice of design and in the process of its comprehension and theorising. The transformational processes taking place in design are the result of the general trend of civilisation development and are revealed by the polyphony of practice, expansion and blurring of the phenomenon boundaries, as well as institutionalisation of the scientific discipline. Design as an active participant in the processes occurring in society and culture is subject to structural and qualitative transformations. Developing design practice and a growing interest in the phenomenon of design by researchers from various fields of knowledge form new approaches to its study and justification and actualise a new discipline «Design studies». The growing interest to design on the part of humanitarian studies reflects the results of its influence on social life and proves its total character. The processes of such penetration we can observe everywhere in the public, professional and individual-personal spheres, as from a type of activity on design of communication design turns into a language of communication, performing the task of socio-cultural integrator of social interaction. The relevance of the study is due to the need to introduce the term design research as a new area including all aspects of design practice and design theory in the Russian-speaking space. The application of the comparative method allowed determining the research of design as a discipline in different contexts and noting the relevance of the inclusion of Russian-speaking scholars in the global processes of studying such a complex and transforming phenomenon as design. The main result of the study is the conclusion that design research appears to be a space that can be characterised as expanding and frangible. As a result of the inclusion of other disciplines in this space and the often frontier position of research, design research may well be considered interdisciplinary.ru
Appears in Collections:2024, №1

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
40-48.pdf326,86 kBAdobe PDFView/Open
Show simple item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.