Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/296874
Заглавие документа: | Дополнительное образование детей и молодежи как социосфера развития креативного потенциала общества |
Другое заглавие: | Non-formal education of children and youth as a sociosphere of developing the creative potential of society / I. A. Yakovleva |
Авторы: | Яковлева, И. А. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Минск : БГУ |
Библиографическое описание источника: | Журнал Белорусского государственного университета. Социология = Journal of the Belarusian State University. Sociology. – 2023. – № 1. – С. 53-63 |
Аннотация: | Рассматриваются теоретико-методологические подходы к утверждению императива креативности в качестве основания экономического и социокультурного развития сетевых обществ ХХ в. Описывается научная рефлексия эволюционирования экономических и социальных систем в процессе становления креативных экономик. Отмечается, что формирование успешных жизненных стратегий личности, а также социальный потенциал и результативность коллективного действия поколенческих когорт обусловлены сущностными характеристиками постиндустриальных обществ, развивающихся в условиях глобальной нестабильности. Высказывается мысль о том, что сегодня возрастает потребность в переосмыслении классических парадигм образования и расширении социального поля применения вариативных и гибких обучающих технологий, позволяющих формировать индивидуальную образовательную стратегию. Исследуется эволюция академических систем в направлении персонального мотивирующего образования. Анализируются современные тренды в трансформации ценностной парадигмы идеологии образования, основанной на формировании универсальных компетенций будущего, в частности метапредметных и личностных компетенций, а также на овладении навыками системного мышления. Рассматривается социокультурный феномен дополнительного образования как социосферы, включающей институциональные характеристики как образовательной организации, так и неформальной социокультурной практики, общественной самоорганизации и самодеятельных творческих и гражданских инициатив. Дополнительное образование исследуется в качестве социального механизма реализации стратегии мобильного персонифицированного непрерывного обучения. |
Аннотация (на другом языке): | The article deals with theoretical and methodological approaches to establishing the imperative of creativity as the basis for the economic and socio-cultural development of network societies in the 21 st century. A description of the scientific reflection of the processes of evolution of economic and social systems in the direction of the formation of creative economies is given. The formation of successful life strategies of an individual, as well as the social potential and effectiveness of the collective action of generational cohorts, are due to the essential characteristics of post-industrial societies developing in a si tuation of civilisational challenges of global instability. There is a growing social need to rethink the classical paradigms of education and expand the social field for the application of variable and flexible social technologies in education, which make it possible to implement personally directed education models and form an individual educational strategy. The evolution of educational systems in the direction of personal motivating education is considered. The paper analyses current trends in the transformation of the value paradigm of the ideology of education, based on the formation of universal competencies of the future, among which modern educational strategies focus on the development of metasubject and personal competencies, as well as on mastering the skills of systemic thinking. The sociocultural phenomenon of additional education is considered as a sociosphere that includes both the institutional characteristics of an educational organisation and informal sociocultu ral practice, public self-organisation and amateur creative and civic initiatives. Additional non-formal education is considered as a social mechanism for implementing the strategy of mobile continuous education, which is personalised throughout life. |
Доп. сведения: | Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Развитие национальной модели неформального (дополнительного) образования детей и молодежи в контексте международной этнокультурной динамики» (№ гос. регистрации 20212198). Автор выражает благодарность научному руководителю проекта члену-корреспонденту НАН Беларуси, доктору социологических наук, профессору А. Н. Данилову. = The article was prepared within the framework of the research project «Development of the national model of non-formal (additional) education of children and youth in the context of international ethno-cultural dynamics» (state registration No. 20212198). The author expresses their gratitude to the scientific supervisor of the project corresponding member of the National Academy of Sciences of Belarus, doctor of science (sociology), full professor A. N. Danilov. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/296874 |
ISSN: | 2521-6821 |
DOI документа: | 10.33581/2521-6821-2023-1-53-63 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | 2023, №1 |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.