Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/243368
Заглавие документа: Інтэрмедыяльная рэферэнцыя ў літаратурнай творчасці Яна Булгака
Другое заглавие: Intermedial reference in literary works of Jan Bulhak / M. V. Petukhova
Интермедиальная референция в литературном творчестве Яна Булгака / М. В. Петухова
Авторы: Петухова, М. В.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Искусство. Искусствоведение
Дата публикации: 2020
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Филология = Journal of the Belarusian State University. Philology. - 2020. - № 1. - С. 5-16
Аннотация: На матэрыяле творчасці Яна Булгака (1876–1950) даследуюцца ўзаемадзеянні вербальнага (літаратура) і візуальнага (фатаграфія) мастацтваў. Вылучаецца інтэрмедыяльная тэорыя як адзін з самых дзейсных падыходаў да даследавання праблемы міжмастацкіх узаемадзеянняў. Разглядаюцца два тыпы інтэрмедыяльных сувязей –экстракампазіцыйныя і інтракампазіцыйныя. Акцэнтуецца ўвага на феномене аўтара-ўніверсаліста (мультыталент, Doppelbegabungen), які ў сваёй мастацкай дзейнасці спалучае некалькі практык (літаратура і жывапіс, літаратура і музыка, фатаграфія і літаратура). Паказана з’ява інтэрмедыяльнай рэферэнцыі ў літаратурных творах Яна Булгака – уключэнне ў вербальную прастору візуальных жанраў партрэта, пейзажа і нацюрморта. Выяўлена, што ў літаратурных творах майстар мадэлюе тры віды партрэта – жанравы, які характарызуе асобу ў сувязі з сацыяльным і прафесійным асяроддзем; псіхалагічны, скіраваны на раскрыццё ўнутранага свету героя; стафаж, калі партрэт упісваецца ў кантэкст краявіду. Адзначана, што пры стварэнні пейзажных апісанняў Ян Булгак ва ўспамінах «Край дзіцячых гадоў» і нарысах з цыкла «Вандроўкі фатографа ў слове і вобразе» выкарыстоўвае прынцыпы і прыёмы візуальных мастацтваў (прынцып фатаграфічнага кадра, матыў святла, эфект панарамы, магчымасці каларыстыкі). Сцвярджаецца, што вербальныя нацюрморты ў тэксце ўспамінаў не толькі ўздзейнічаюць на пачуцці чытача (зрок, слых, нюх, смак), але і адлюстроўваюць цэлы культурна-гістарычны пласт – быт і традыцыі шляхецкага двара канца ХІХ ст.
Аннотация (на другом языке): On the basis of literary works of Jan Bulhak (1876–1950) there are investigated the interactions of verbal (literature) and visual (photography) arts. The theory of intermediality stands out as one of the most effective approaches to the study of the problem of the interaction of arts. Two types of intermedial relationships are considered – extra-compositional and intra-compositional. Attention is focused on the phenomenon of a universalist author (multi-talented, Doppelbegabungen) – a creator who combines several practices (literature and painting, literature and music, photography and literature) in his artistic activity. There is shown the phenomenon of intermedial reference in the literary works of Jan Bulhak – the inclusion in the verbal space of the visual genres of portraiture, landscape and still life. It was revealed that in literary works the photo master models three types of portraits – genre, which characterizes the personality in connection with the social and professional environment; psychological, aimed at revealing the inner world of the hero; and staffage, when the portrait fits into the context of the landscape. It is noted that when creating landscape descriptions, Jan Bulhak uses the principles and techniques of visual arts (the principle of a photographic frame, a light motif, the panorama effect, the possibility of colorization) in the memoirs «The Land of Children» and in the travel essays out of cycle «Traveling the Photographer in a Word and Image». It is argued that the verbal still lifes in the memoirs «The Land of Children» affect not only the feelings of the reader (eyesight, hearing, smell, taste), but also reflect the whole cultural and historical layer – life and traditions of the szlachta court of the late 19 th century. = На материале творчества Яна Булгака (1876–1950) исследуются взаимодействия вербального (литература) и визуального (фотография) искусств. Теория интермедиальности выделяется как один из самых действенных подходов в исследовании проблемы взаимодействия искусств. Рассматриваются два типа интермедиальных свя- зей – экстракомпозиционные и интракомпозиционные. Акцентируется внимание на феномене автора-универсалиста (мультиталант, Doppelbegabungen), который в своей художественной деятельности объединяет несколько практик (литература и живопись, литература и музыка, фотография и литература). Показано явление интермедиальной референции в литературных произведениях Яна Булгака – включение в вербальное пространство визуальных жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Выявлено, что в литературных произведениях мастер моделирует три вида портретов – жанровый, который характеризует личность в связи с социальным и профессиональным окружением; психологический, направленный на раскрытие внутреннего мира героя; стаффаж, когда портрет вписывается в контекст пейзажа. Отмечено, что при создании пейзажных описаний Ян Булгак в воспоминаниях «Край детских лет» и дорожных очерках из цикла «Путешествия фотографа в слове и образе» использует принципы и приемы визуальных искусств (принцип фотографического кадра, мотив света, эффект панорамы, возможности колористики). Утверждается, что вербальные натюрморты в воспоминаниях «Край детских лет» не только воздействуют на чувства читателя (зрение, слух, обоняние, вкус), но и отражают целый культурно-исторический пласт – быт и традиции шляхетского двора конца XIX в.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/243368
ISSN: 2521-6775
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2020, №1

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
5-16.pdf456,91 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.