Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.bsu.by/handle/123456789/236337
Title: Креативное образование в рамках концепции “Университет 3.0”: от методологии к опыту реализации : материалы круглого стола научно-теоретического журнала Российской академии образования «Педагогика» в Белорусском государственном университете
Other Titles: Creative education according to the concept “University 3.0”: from methodology to practice : round-table discussion held in Belarus State University by the journal of the Russian academy of education “Pedagogics” / Andrey D. Korol’, Ruslan S. Boziev, Natalia V. Brovka, Olga L. Zhuk, Oksana N. Zdrok, Dmitriy G. Medvedev, Natalia I. Morozova, Svetlana V. Snapkovskaya
Authors: Король, Андрей Дмитриевич
Бозиев, Руслан Сахитович
Бровка, Наталья Владимировна
Жук, Ольга Леонидовна
Здрок, Оксана Николаевна
Медведев, Дмитрий Георгиевич
Морозова, Наталья Иосифовна
Снапковская, Светлана Валентиновна
Keywords: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
Issue Date: 2019
Citation: Педагогика. - 2019. - № 11 - С. 52-93.
Abstract: В материалах Круглого стола, проведенного журналом «Педагогика» в Белорусском государственном университете (БГУ) 17 мая 2019 г., представлены взгляды руководства и преподавателей БГУ на проблемы трансформации образовательной среды и расширения функций современного классического университета, интеграции академических традиций в экосистему образовательных инноваций, технологических процессов и связанных с ними новых рынков, проектирования и реализации технологий креативного образования. Участники обсудили три блока вопросов: 1) трансформация образовательной среды в соответствии с моделью «Университет 3.0» с точки зрения осуществления университетом образовательной, исследовательской и производственно-интегративной функций с учетом понимания природы человека, 2) проектирование технологий креативного образования с опорой на творческие и стереотипные механизмы в восприятии и поведении человека, в том числе в процессе обучения, 3) реализация технологий креативного образования посредством внедрения очно-дистанционного курса для преподавателей «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» (А.Д.Король), основанного на дидактических принципах человекосообразности и продуктивности и направленного на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области использования инновационных образовательных технологий (эвристическое, диалоговое обучение). В деятельности классического университета был обозначен ряд проблем, которые по-разному решаются на разных факультетах в зависимости от специфики соответствующей научно-педагогической области. В частности, одной из задач классического университета, в отличие от предпринимательского, в рамках модели «Университет 3.0» является не только интеграция образовательной и предпринимательской деятельности, но и выполнение социокультурной миссии в виде комплексной реализации четырех функций (образовательной, исследовательской, предпринимательской и воспитательной) и инвестиции в человеческий капитал. В образовательной области по-прежнему актуальна проблема соотнесения фундаментальной, в том числе фундаментально-математической, и прикладной, в частности, компьютерно-ориентированной и педагогической, составляющих подготовки студентов в классическом университете. Воспитательный эффект взаимодействия преподавателей и студентов в учебном процессе обеспечивает такая неформализуемая сторона субъект-субъектных отношений, как культура позитивной оценки достижений других людей. В социокультурной сфере в БГУ развивается практика так называемых «культурных/креативных индустрий», которые объединяют культуру, бизнес, прикладные творческие практики, направленные на создание, организацию, продвижение, управление культурными событиями и продуктами, на генерацию прибыли и рабочих мест за счет создания интеллектуальной собственности, что способствует притоку инвестиций в сферу культуры. В области юридического образования уделяется внимание подготовке специалиста совершенно новой формации, имеющего не только исполнительское, но и творческое мышление, и производству новых юридических технологий, которые в виде конкурентоспособного продукта могут быть представлены на рынке и преобразованы в капитал. Наиболее действенным инструментом подготовки профессорско-преподавательского состава к работе в новых условиях является технология эвристического обучения, позволяющая развивать эвристический компонент профессиональной компетентности педагога и гибридные навыки и компетенции студентов, совершенствовать методы управления кафедрой как коллективом профессионалов–единомышленников, перестраивать систему подготовки и повышения квалификации работников образования.
Abstract (in another language): In the materials of the round-table discussion held by the journal “Pedagogics” at Belarus State University on May 17, 2019 the views of the university administration and members of diff erent faculties on various problems of university functioning (educational environment transformation, new functions of the modern classical university, academic traditions being integrated into the system of educational innovations, technological processes and markets they belong to, designing and realizing technologies of creative education) are presented. For the participants there were three main issues on the agenda: 1) the educational environment transformation in accordance with the concept “University 3.0” and in terms of realizing educational, scientifi c and entrepreneurial functions by the university (taking into account appropriate understanding of the human nature), 2) designing technologies of creative education using both creativity and stereotype as mechanisms of human perception and behavior in the teaching–learning process; 3) realizing technologies of creative education through introduction of the full-time distant teachers’ training course “Methodology of learning through discovery: how to teach in diff erent ways and get identical results” (designed by Andrey Korol) based on didactic principles of compliance with human nature and effi ciency of learning activity and aimed at improving educators’ competence in using innovative educational technologies (heuristic and dialog-oriented education). Th e problems in the activity of classical university are being solved according to the area of science studied at the specifi c faculty. Unlike entrepreneurial universities, one of the aims of the classical university working under the model “University 3.0” is not only integration of educational and entrepreneurial activity but also realizing sociocultural mission by way of complex executing of four functions (educational, research, entrepreneurial and pedagogical) and investing into the human assets. In educational area the problem of combining fundamental (particularly, mathematical) and practical (computer-oriented and pedagogical) training is still urgent. Pedagogical results of lecturers and students’ interaction are provided by acquisition of the culture of evaluating other people’s achievements positively which is not subject to formal assessment though. In sociocultural area Belarus State University is developing the practice of cultural, or creative, industries which unite culture, business and creative activities focused on creation, promotion and control of cultural events products, on generating profi t and workplaces through intellectual property and increase of investment into the cultural sphere. In juridical education special attention is paid to training the diff erent specialist who can think creatively and to designing new juridical technologies aimed at producing the product able to be competitive on the market and be turned into assets. Th e most eff ective instrument for training lecturers able to work in new conditions is the technology of heuristic education which allows developing heuristic component of the educator’s professional competence and students’ hybrid skills and competencies. Besides the technology can be used for improving methods of controlling the activities of faculties and departments and for transforming the system of educators’ further professional training
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/236337
Appears in Collections:2019

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
52-93.pdf324,96 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.