Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/232251
Заглавие документа: Индикаторы социально-сравнительной ревности
Другое заглавие: Indicators of social-comparison jealousy / Kseniya V. Lepeshko
Авторы: Лепешко, Ксения Витальевна
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология
Дата публикации: 2019
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология = Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. - 2019. - № 2. - С. 91-100.
Аннотация: Отмечено, что социально-сравнительная ревность возникает при условии высокой значимости ситуации социального сравнения и характеризуется совокупностью связанных между собой мыслей о незаслуженности, несправедливости, неправильности и необъективности существующих преимуществ другого индивида, комплексом переживаний негативных эмоций (прежде всего волнения, печали, гнева, отвращения, презрения) и готовностью к действиям, направленным на совладание со сложившейся ситуацией с помощью стратегий самосовершенствования, уравнивания или уклонения. Установлено, что существует необходимость в разработке индикаторов социально-сравнительной ревности. На основе трехкомпонентной структуры социально-сравнительной ревности, включающей когнитивный, аффективный и поведенческие компоненты, возникло предположение, что такими индикаторами могут выступать когнитивные, эмоциональные и поведенческие оценки. Цель исследования заключалась в эмпирической разработке индикаторов социально-сравнительной ревности с помощью методики оценки ситуации провокации социально-сравнительной ревности. Статистическая обработка производилась с применением программы SPSS 13.0 для Windows, которая включала корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ методом главных компонент с Varimax-вращением в целях расчета индексов социально-сравнительной ревности. Корреляционный анализ когнитивных оценок продемонстрировал, что шкалы, оценивающие когнитивную социально-сравнительную ревность, имеют положительную сильную и умеренную взаимосвязь друг с другом. Проведенный факторный анализ методом главных компонент выделил два фактора: в первый вошли критерии заслуженности, справедливости и правильности, а во второй – критерии объективности. Корреляционный анализ эмоциональных оценок позволил установить, что ряд шкал, оценивающих эмоциональную социально-сравнительную ревность, имеет сильную и умеренную положительную взаимосвязь друг с другом и отрицательные взаимосвязи между эмоциями гнева и радости, печали и радости. Факторный анализ выделил четыре фактора: в первый с наибольшими факторными нагрузками вошли эмоции страха, стыда и вины; во второй – гнева; в третий – волнения и удивления; в четвертый – радости и печали. Корреляционный анализ поведенческих оценок позволил установить, что все шкалы имеют отрицательную взаимосвязь друг с другом, поэтому должны рассматриваться как три разные поведенческие стратегии. В результате факторного анализа было выделено два фактора: в первый с наибольшими факторными нагрузками, но противоположными знаками вошли реакции восходящих сравнений и ухода, во второй – реакции латеральных сравнений. На основе полученных результатов были рассчитаны индексы когнитивной и эмоциональной социально-сравнительной ревности, а также три индекса поведенческих реакций, которые представлены формулами для i-й ситуации и для n ситуаций.
Аннотация (на другом языке): Social-comparison jealousy arises under the condition of the high importance of the situation of social comparison and is characterized by a set of related thoughts about undeserved, injustice, wrongness and bias of the existing advantages of another individual, a set of experiences of negative emotions (primarily anxiety, sadness, anger, disgust, contempt) and readiness for action aimed at coping with the situation with the help of strategies of self-improvement, equalization or evasion. It was found that there is a need to develop indicators of social-comparison jealousy. Following a three-component structure of social-comparison jealousy that includes cognitive, affective and behavioral components, it was assumed that such indicators can be cognitive, emotional and behavioral assessments. The aim of the study was to develop empirical indicators of social-comparison jealousy; 195 respondents (aged 18 to 45 years) took part in the study. As a tool of the study method of assessing the situation of provocation of social-comparison jealousy was used. Statistical processing was carried out by the program SPSS 13.0 (for Windows). It effectuated Pearson correlation analysis and factor analysis by principal component method with Varimax-rotation for calculate the indices of social-comparison jealousy. Correlation analysis of cognitive assessments has shown that scales that evaluate cognitive social-comparison jealousy have a positive strong and moderate relationship with each other. The principal component factor analysis identified two factors: the first the criteria of merit, justice and correctness, and the second – objectivity. Correlation analysis of emotional assessments revealed that a number of scales evaluating emotional social-comparison jealousy, have a strong and moderate positive relationship with each other, and the negative relationship between the emotions of anger and joy, sadness and joy. Factor analysis identified four factors: the first factor included emotions of fear, shame and guilt; the second one – anger, disgust, contempt; the third one – exciteman and surprise; the fourth – joy and sorrow. Correlation analysis of behavioral assessments allowed to establish that all scales have a negative relationship with each other, that is why they should be considered as three different behavioral strategies. The factor analysis identified two factors: the first with the highest factor loads, but opposite signs included the reactions of ascending comparisons and withdrawal, the second – the reactions of lateral comparisons. Based on the obtained results, the indices of cognitive and emotional social-comparison jealousy were calculated, as well as three indices of behavioral reactions, were presented by formulas for i situation and for n situations.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/232251
ISSN: 2520-2251
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2019, №2

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
91-100.pdf689,99 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.