Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/211740
Заглавие документа: Формирование интеллектуальной среды белорусского общества и ее влияние на общественно-политические и модернизационные процессы XVI – XX столетий : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ ; научный руководитель О. А. Яновский
Авторы: Яновский, О. А.
Сергеенкова, В. В.
Луговцова, С. Л.
Гонтаренко, Н. А.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. Исторические науки
Дата публикации: 2015
Издатель: Минск : БГУ
Аннотация: Объект исследования: развитие образования, науки и культуры на белорусских землях в XVI – XX вв. и их творцы в контексте эволюции политических, экономических и социальных процессов в границах Восточной и Центральной Европы. Цель работы: представить обобщающую картину (в общецивилизационном и конкретноличностном аспектах) воздействия интеллектуальной среды (высшая школа, наука и культура и их представители - интеллектуалы и интеллигенция) на характер, направления и результаты социальных, политических и экономических процессов и преобразований на белорусских землях на протяжении более чем 4-х столетий (XVI – XX вв.). Методы исследования - сравнительно-исторический, личностно-биографический, когнитивный, просопографический, историко-генетический. В результате НИР удалось достичь как поставленных научных целей, так и осуществить ряд практических действий по сближению традиционных методов исторического исследования с доминирующими в мировой исторической науке направлениями (биографика, история через личность, интеллектуальная история и др.). Результаты проведенных исследований востребованы в научной среде не только Беларуси, но и зарубежных стран (об этом свидетельствуют установленные творческие контакты, проведенные 7 совместно организованных конференций, 29 публикаций в зарубежных изданиях и др.). Важнейшие научные результаты выразились в определении некоторых фундаментальных аспектов. Так, исследование роли субъективных факторов в протекании модернизационных процессов на белорусских землях позволило выявить несомненно значимую роль интеллектуальных традиций, влияние университетской культуры и научных сообществ, а не только воздействие институциональных форм и коммуникативных практик. Исследование творческих и жизненных судеб отдельных личностей-интеллектуалов в белорусской истории, в том числе с точки зрения их воздействия на становление гражданского общества, не только подтверждает устоявшиеся оценки феномена Университета и Науки как явлений эволюции культуры и всей человеческой цивилизации с их противоречивыми характеристиками (одновременные консервативность и нацеленность на поиск нового, синтез демократизма и аристократизма, плюрализм и авторитарность мнений, бдение национальной культуры и защита общечеловеческих ценностей и т. д.), но и позволяет видеть их доминирование и в современном «массовом» («постклассическом») Университете, и в современном инновационном обществе, настоящее и будущее которого целиком связано с перспективами развития науки, анализа и синтеза огромных всевозрастающих информационных потоков с непременным направлением интеллектуальных продуктов в материальные сферы. Значимыми прикладными результатами можно считать научные итоги, которые были учтены при разработке Типовой учебной программы по курсу «Гісторыя Расіі і Украіны» для вузов Беларуси, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (№ТД–Д. 336/тып. ад 27.04.2015); переосмысление некоторых аспектов древнерусской истории при научном консультировании подготовки книг о святых равноапостольных - княгине Ольге и князе Владимире, вышедших в 2015 г. в издательстве Белорусского Экзархата и приуроченных к годовщине крещения Руси, и при научном консультировании телепроекта ОНТ о первом ректоре БГУ В. И. Пичете; использование результатов исследования в разработке электронных учебных пособий (ЭУП) БГУ (к примеру — «Культура России во второй половине XIX - начале ХХ в.», «Россия в годы Первой мировой войны», «Движение декабристов», «Административно-территориальное положение и социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.» и др.); разработка и использование электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК): «История России и Украины (первая половина XIX в.) по специальности 1–21 03 01 История (по направлениям) для студентов 2 курса исторического факультета (дневная форма получения образования)»; «История России и Украины (первая половина XIX в.) по специальности 1–21 03 01 История (по направлениям) для студентов 2 курса исторического факультета (заочная форма получения образования)»; «История России и Украины (вторая половина XIX - начало ХХ в.) по специальности 1–21 03 01 История (по направлениям для студентов 2 курса исторического факультета (дневная форма получения образования)», «История России и Украины (вторая половина XIX - начало ХХ в.) по специальности 1–21 03 01 История (по направлениям) для студентов 2 курса исторического факультета (заочная форма получения образования)» в практике учебного процесса на историческом факультете БГУ. Степень внедрения. Проведенное исследование позволило подготовить и опубликовать 114 различных работ (коллективные монографии, статьи, тезисы выступлений, учебные пособия и др.), выступить с 117 докладами на 82 научных конференциях и круглых столах, разработать и внедрить в практику преподавания 30 различных лекций-презентаций и электронных учебных пособий. Накопленный фактический материал, его анализ и теоретические выводы нашли применение в подготовке 11 учебных дисциплин, читавшихся студентам БГУ в 2011 – 2015 гг. Итоги исследования были учтены в процессе научного редактирования материалов пяти номеров (VI– X) научного сборника Белорусского государственного университета «Российские и славянские исследования» (входит в перечень ВАК Республики Беларусь), признанного в 2013 г. лучшим подобного рода научным университетским изданием на территории СНГ. Рекомендации по внедрению. Различные научно-теоретические и фактографические материалы, которые стали итогом исследовательской работы по заданию, могут быть использованы при подготовке учебной литературы гуманитарного характера, написании полноформатной истории Беларуси нового поколения и отдельных биографических энциклопедий о выдающихся людях белорусской земли, при дальнейшей разработке широкого спектра научных вопросов по истории образования, науки, культуры. В современных условиях, когда на политическом и общественном уровнях все больше обращается внимания на личностный фактор в развитии всех сфер жизнедеятельности, когда Республика Беларусь позиционирует себя как социально-ориентированное, независимое государство, очевидны перспективы внедрения результатов данного исследования в практику идеологической работы государственных органов различного уровня, в персонофикацию этой работы путем обращения к примерам судеб и достижений выдающихся личностей белорусской истории, образования, науки и культуры. Область применения: исследования в области гуманитарных наук, учебный и воспитательный процесс в средней и высшей школе, сфера социальной политики, идеологическая сфера.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/211740
Регистрационный номер: № госрегистрации 20113047
Располагается в коллекциях:Отчеты 2015

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
отчет Яновский 20113047.doc432 kBMicrosoft WordОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.