Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/192282
Заглавие документа: Защита от ионизирующих излучений
Авторы: Тимощенко, Андрей Игоревич
Тема: ЭБ БГУ::ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ::Физика
Дата публикации: 30-июн-2017
Аннотация: Программа дисциплины «Защита от ионизирующих излучений», к компоненту учреждения образования цикла специальных дисциплин, разработана для специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» первой ступени высшего образования. Настоящая программа является оригинальной и разработана с учетом соответствующих требований образовательного стандарта специальности 1-31 04 06 «Ядерные физика и технологии» (ОСВО 1-31 04 06-2013). Целью изучения дисциплины «Защита от ионизирующих излучений» является завершение формирования у обучающихся целостных знаний и представлений по основным методам расчета параметров защиты от ионизирующего излучения с учетом современных требований к обеспечению радиационной безопасности. Основной задачей изучения дисциплины является формирование соответствующих современному уровню развития ядерных и радиационных технологий представлений, знаний, умений и навыков в решении задач расчета параметров защиты от всех видов ионизирующего излучения в диапазонах энергий его частиц от нескольких сотен электрон-вольт (для заряженных частиц) до нескольких десятков миллионов электрон-вольт. Учебный материал дисциплины основан на знании студентами физических принципов осуществления ядерных реакций и превращений, генерации различных видов ионизирующего излучения, процессов взаимодействия ионизирующего излучения с веществом и методов его регистрации. Таким образом, данная дисциплина базируется на знаниях и представлениях, заложенных в дисциплинах «Физика атома и атомных явлений», «Физика ядра и элементарных частиц», «Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом», «Методы и устройства регистрации излучений», «Физика ядерных реакторов», «Дозиметрия и радиационная безопасность», «Материалы ядерной техники», «Ядерные энергетические установки», «Системы управления и защиты ядерных реакторов», «Действие ионизирующих излучений на биообъекты». Перед преподавателем данной дисциплины ставятся следующие задачи:  сформировать у обучающихся правильное понимание терминологии, применяемой в области защиты от ионизирующих излучений;  завершить формирование у обучаемых представлений о системе физических величин и физических концепций и моделей, применяемых при расчете параметров защиты от различных видов ионизирующего излучения;  закрепить навыки применения инженерных расчетных методов параметров защиты;  ознакомить обучаемых с современными методами расчета параметров защиты, основанных на ее моделировании с помощью уравнений переноса и метода Монте Карло. Из множества эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:  проблемно-ориентированный междисциплинарный подход;  технологии научно-исследовательской деятельности;  интенсивное обучение;  моделирование проблемных ситуаций и их решение. Для формирования современных социально-профессиональных компетенций выпускника вуза в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: – источники различных видов излучений в ядерном реакторе; – модели и методы расчета полей различных видов излучений; – предельные дозы и контрольные уровни излучения и концентрации радионуклидов. уметь: – рассчитывать поля различных излучений в ядерном реакторе; – выбрать наиболее рациональный способ защиты; – рассчитывать защиту, обеспечивающую допустимые дозы. владеть: – современными компьютерными программами инженерных расчетов биологической защиты реакторных установок; – методами качественной оценки биологической защиты от различных видов излучения. В результате изучения учебной дисциплины у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:  Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.  Владеть системным и сравнительным анализом.  Владеть исследовательскими навыками.  Уметь работать самостоятельно.  Быть способным вырабатывать новые идеи (креативность).  Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.  Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.  Иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация).  Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.  Обладать качествами гражданственности.  Быть способным к социальному взаимодействию.  Обладать способностью к межличностным коммуникациям.  Владеть навыками здорового образа жизни.  Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).  Уметь работать в команде.  Применять знания теоретических и экспериментальных основ ядерной физики и ядерных технологий, ядерно-физических методов исследования, методов измерения физических величин, методов автоматизации эксперимента, методов планирования, организации и ведения научно-производственной, научно-педагогической, производственно-технической, опытно-конструкторской работы в области ядерно-физических технологий и атомной энергетики.  Осуществлять на основе методов математического моделирования оценку производственных процессов.  Пользоваться компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, системами автоматизированного программирования, научно-технической и патентной литературой.  Использовать новейшие открытия в естествознании, методы научного анализа, информационные образовательные технологии, физические основы современных технологий, оборудование и аппаратуру в исследовательской, научно-педагогической и производственной деятельности.  Пользоваться глобальными информационными ресурсами.  Пользоваться государственными языками Республики Беларусь и иными иностранными языками как средством делового общения.  Реализовывать методы защиты производственного персонала и населения в условиях возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и обеспечения радиационной безопасности при осуществлении научной, производственной и педагогической деятельности. Форма получения высшего образования – очная, дневная. Общее количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины – 128 часов, из них аудиторных – 52. Аудиторные часы проводятся в виде лекций, лабораторных занятий и управляемой самостоятельной работы (УСР) в виде контрольной работы. На проведение лекционных занятий отводится 26 часов, лабораторных занятий  24 часа, на УСР – 2 часа. Занятия проводятся на 5-м курсе в 10-м семестре. Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамен (10 семестр)
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/192282
ISBN: УД-4566/уч
Располагается в коллекциях:Кафедра ядерной физики

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
Защита от ИИ 4566.pdf548,08 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.