Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/117304
Заглавие документа: Катэгорыя свабоднага насельніцтва старажытнарускай зямлі (на прыкладзе Полацкага княства Х–ХІІІ стст.)
Авторы: Емяльянаў, С. П.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::История. исторические науки
Дата публикации: 2014
Издатель: Мінск : БДУ
Библиографическое описание источника: Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Эканоміка. Права. - Мінск : БДУ, 2014. - № 2. - С. 7-10
Аннотация: Посвящена исследованию характеристик социальной категории свободных людей в Древней Руси. Рассматривается непо-средственный объект изучения – свободное население Полоцкой земли Х–ХІІІ вв., которое в источниках обозначается терминами «людье», «мужи» или по территориально-политической принадлежности – «полочане». Показано, что, как и в основных тради-ционных социальных моделях индоевропейских обществ, в русской земле свободный человек стоит в центре общественной структуры. Первой характеристикой свободного человека является принадлежность к данной земле, проявляемая во владении хозяйством. Хозяева имели право участия в народных собраниях (вече), таким образом, сообщество свободных людей представ-ляло собой «политическое тело» земли. Третьей характеристикой свободы человека было право/обязанность владения оружием и участия в войне (до второй половины ХІ в. наблюдается исчезновение этой функции на юге Руси, но она сохраняется и позднее на севере, в том числе в Полоцкой земле). Эти характеристики объединяли на момент Х–ХІІІ вв. в одно политическое сообщество представителей разных социальных групп: дружинников, купцов, ремесленников, свободных сельских хозяев. = The article is devoted to the research of the of the freeborn men social category characteristics in Old Ruś. The freeborn group of Połack of Х–ХІІІ stands as an immediate object of study. It is designated as «people» («lud’je»), «men» («muzy»), or «połočanie» according to the territorial and political affiliation, in the sources. A freeborn man takes the central place in social structure at Old Ruś lands, as well as at most Indo-European traditional social models. Firstly, a freeborn man is related to the land, which is manifested in owning the household. Secondly, the land holders had the right to be involved into the public meetings («veche»), which means that the freeman community represents the «political body» of the land. Thirdly, a freeborn man had the right/duty to own weapons and to participate in a war (this function vanishes at the south of Ruś by the second part of the ХІ century, but it remains longer at the north, which hincludes the Połack land). These features united representatives of different social groups (warriors, merchants, craftsmen, free householders) as a common political community at the Х–ХІІІ centuries.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/117304
ISSN: 2308-9172
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2014, №2 (ліпень)

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
Вестник-007-010.pdf278,43 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.