Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/55736
Title: | Концептуальный анализ художественного текста № УД-S-106 |
Other Titles: | Учебная программа для специальности 1-23 01 10-02 Литературная работа (редактирование) |
Authors: | Десюкевич, Ольга Ивановна |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество |
Issue Date: | 16-Nov-2012 |
Abstract: | Данная дисциплина направлена на формирование у студентов представлений о направлении в изучении художественного текста, учитывающем достижения когнитивной лингвистики, в силу отличий в методологии получившем разные терминологические определения: «когнитивная поэтика» (П. Стоквелл), «когнитивное литературоведение» (А. Ричардсон) и «когнитивная стилистика» (Е. Семино). С точки зрения ученых-когнитологов, литература должна рассматриваться как один из видов ментальной деятельности, основанный на тех же механизмах и подчиняющийся тем же законам, что и прочие типы мыслительной активности. Более того, когнитивный подход к литературе предполагает, что многие особенности человеческого мышления, его механизмы ярче всего выразились именно в литературном творчестве. Содержание художественного текста мыслится учеными-когнитологами как «текстовый мир», т.е. как иерархическое по своей структуре коммуникативное лингвистическое событие, включающее в себя элементы как текстуального, так и контекстуального характера. Переключение между разными уровнями текстового мира – дискурсивным (верхним уровнем, на котором осуществляется коммуникация между автором и читателем художественного текста), текстуальным, на котором действуют персонажи, чьи воспоминания, убеждения, предположения образуют субмиры, представляющие собой альтернативы текстового мира, – осмысливаются в традиционной филологии нарратологией. Когнитивный аспект анализа уточняет представления о нарративных структурах текста, осмысливая их в терминах когнитивного дейксиса. Другим достижением когнитивной науки, изменившим представления ученых об универсальных механизмах мышления человека, проявляющихся в том числе и при создании и понимании художественного текста, является теория концептуальных метафор. По мнению ученых, метафора представляет собой прототипический случай аналогического мышления, характерного для литературы в целом. Метафора является основой не только отдельных художественных образов, но и элементов более высоких уровней текста – его композиции, лейтмотивной структуры. Логическим развитием теории концептуальных метафор является теория концептуальной интеграции М. Тернера, знакомство с которой также предполагается в рамках данной дисциплины. Данная дисциплина призвана детализировать знания слушателей, получаемые при изучении дисциплин «Теория текста» и «Дискурсный анализ текста» и имеет целью дать представления о современной практике интегрального подхода к изучению художественного текста в гуманитарной науке. |
URI: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/55736 |
Appears in Collections: | Архив (журналистика) |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
концептуальный анализ__рабочий_вариант_ О.И.Десюкевич.pdf | 156,57 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.