Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/49753
Заглавие документа: Формы глобального академического неравенства в информационном обществе
Авторы: Широканова, А. А.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Науковедение
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология
Дата публикации: 2013
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Философия и социальные науки. - 2013. - № 1. - С. 61-68
Аннотация: Исследования научной коммуникации выявили существование механизмов организации отношений власти в науке, таких как «эффект Матфея» и «невидимые колледжи». Цель данной статьи — выяснить, обра- зуются ли новые «невидимые колледжи» в результате распространения информационно-коммуникацион- ных технологий (ИКТ) и каким образом возможна демократизация производства знания в социальных науках, учитывая глобальный цифровой разрыв и гегемонию североамериканского и западноевропейского знания об обществе. В первой части статьи проводится обзор роли абстрактного научного знания в тео- риях информационного общества. Во второй части представлена теория академической зависимости в приложении к восточноевропейским социально-гуманитарным наукам. На данных Всемирных докладов по социальным наукам выясняется, что в 2000-е гг. в восточноевропейских социальных науках образова- лась однонаправленная зависимость от западных исследований. В третьей части данные об использовании ИКТ в разных частях света сравниваются с белорусской выборкой (n = 429) ученых Национальной Акаде- мии Наук и Белорусского государственного университета. Показано, что на 2012 г. 90 % белорусских уче- ных использовали Интернет в научных целях раз в неделю и чаще, 45 % участвовали в международных ис- следованиях (с большей вероятностью — англоговорящие профессора-мужчины 50 лет и старше). Иссле- дование освещает наблюдаемую академическую зависимость социальных наук в Восточной Европе. На основе полученных данных делается вывод, что увеличения заметности национальных исследований мож- но достичь путем развития региональных исследований и поддержки публикаций в индексируемых англоя- зычных журналах. = Previous research on scholarly communication revealed mechanisms in organizing power relations in science such as the Matthew effect and invisible colleges. This paper aims to establish whether new invisible colleges are created as a result of the spread of ICTs and how the democratizing effect of ICTs can be obtained in the social sciences, given the global digital divide and the hegemony of North American and Western European social sciences. The first part reviews the key role of abstract scientific knowledge in the information society. In the second part, the theory of academic dependency is introduced as applied to Eastern European social sciences and humanities. The data from World Social Science Reports are reviewed to discover the dependency on Western scholarship taking shape in the 2000s among the Eastern European social scientists. In the third part, empirical data on the ICTs’ use in science across the world are compared with a Belarusian sample (n = 429) from the National Academy of Sciences and Belarusian State University. The survey showed that, as of 2012, 90 per cent of Belarusian scholars used the Internet for scientific purposes at least once a week and 45 per cent were engaged in international research (among those, most likely were English-speaking male professors 50 years old and over). This research highlights the current dependence of the Eastern European social sciences. Basing on these results, it can be recommended that, to enhance the international visibility, regional research be supported and more papers be published in peer-reviewed English- language journals.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/49753
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:Статьи факультета философии и социальных наук
2013, №1

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
pages 61-68 Shirokanova.pdf161,49 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.