Logo BSU

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.bsu.by/handle/123456789/44468
Title: Практикум по физической географии материков: Северная и Средняя Европа, Европейское Средиземноморье
Authors: Кольмакова, Елена Геннадьевна
Козлов, Евгений Анатольевич
Keywords: ЭБ БГУ::ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ::География
Issue Date: 2013
Publisher: БГУ
Abstract: Учебная дисциплина «Физическая география материков» является основной при подготовке специалистов-географов, поскольку требует интеграции всех физико-географических знаний. Материки представляют собой единую природную систему, познание закономерностей развития которой следует считать ключевой задачей обучения. Цель учебного предмета «Физическая география материков» – формирование и закрепление понятий о специфике распределения суши на поверхности Земли, обусловленности зонально-поясной и меридионально-секторной структуры природной среды, ее естественной и техногенной трансформации и дифференциации, распределении природно-ресурсного потенциала отдельных регионов, путях его рационального использования и возобновления. Практические занятия призваны вооружить студентов навыками использования теоретических основ дисциплины в изучении общих и региональных закономерностей. Структура семинарских занятий и контролируемых самостоятельных работ по дисциплине преследуют несколько целей: расширить умение работы с литературными источниками и электронными ресурсами, развить навыки работы с картографическим материалом и численными показателями, сформировать культуру речи. В настоящее время в связи с сокращением аудиторной нагрузки, необходимой для качественной и детальной подготовки студентов к квалификационному экзамену, авторы вынуждены вынести на рассмотрение лишь ключевые темы, наиболее полно раскрывающие закономерности природы Земли на примере конкретного региона. В предлагаемом практикуме приведено содержание занятий контролируемых самостоятельных работ и семинаров, отражающих суть заданий по изучению физической географии Северной и Средней Европы, а также Европейского Средиземноморья. Авторы намеренно предлагают больше тем для занятий, чем предусмотрено учебным планом с целью обеспечить вариантивностьзанятий и реализовать право выбора педагогом форм и приемов обучения. Семинарские занятия предлагается посвятить региональному обзору подконтинента. На рассмотрение вынесена сравнительная физико-географическая характеристика наиболее показательных регионов – равнинной и горной Фенноскандии, западного и восточного районов Среднеевропейской равнины, Приатлантической и Центральной герцинской Европы, Альпийской и Карпатской физико-географической областей, а также физико-географическая характеристика Апеннинской области. Для обсуждения на семинаре предложены вопросы, требующие детализации при формировании общеучебных навыков. Преподаватель вправе вынести на рассмотрение лишь некоторые из них. Развернутый план семинарского занятия предваряют задания для самостоятельной подготовки: студентам предложено ответить на контрольные вопросы, предварительно поработав со схемами или контурной картой. Задания для самоподготовки не являются строго обязательными для выполнения, они носят рекомендательный характер и служат цели упорядочения самостоятельной работы студентов и организации внимания при подготовке. Каждую тему семинара сопровождает краткий минимум географических терминов, способствующих ориентации в материале учебной дисциплины. Темы контролируемых самостоятельных работ охватывают общую характеристику Северной и Средней Европы, Европейского Средиземноморья, а задания служат для закрепления и углубления пройденного в лекционном курсе материала. Предпочтение отдано сложным в дидактическом отношении вопросам тектонического и морфоструктурного строения, формирования климатических и агроклиматических ресурсов, физико-географического районирования, оценки состояния земельных ресурсов. Приемы представления результатов различны: от построения и анализа графиков и диаграмм по численным данным, систематизации знаний в форме интегральных таблиц до составления и характеристики схем высотной поясности, карт и блок-диаграмм. В практикуме предусмотрены инициативные индивидуальные задания для студентов, стремящихся углубить знания. Приведенные задания призваны детализировать понятия об уникальных объектах природы подконтинента, осветить дискуссионные вопросы и новейшие достижения географической науки. Инициативные работы по усмотрению преподавателя могут быть предложены для выполнения в форме презентаций или докладов. Завершает практикум справочные сведения, которые служат дополнительным источником информации при изучении природы подконтинента. Все количественные данные и картографические материалы, внесенные в практикум, взяты из открытых источников и адаптированы авторами.
URI: http://elib.bsu.by/handle/123456789/44468
Appears in Collections:Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая география материков»
Малотиражная литература факультета географии и геоинформатики



PlumX

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.