Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/306186
Заглавие документа: | Древнекитайские представления о мире мертвых Хуанцюань (на основе доханьских и ханьских текстов) |
Другое заглавие: | Ancient Chinese Ideas about the World of Dead Huangquan (According to Pre-Han and Han Texts) |
Авторы: | Исаченкова, М. А. |
Тема: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Культурология |
Дата публикации: | 2023 |
Издатель: | Saint Petersburg State University |
Библиографическое описание источника: | Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2023. Т. 15. Вып. 1. С. 43–57. |
Аннотация: | Принято считать, что разработанные представления о мире мертвых появляются у китайцев с распространением буддизма. Тем не менее на основании данных материальной и духовной культуры можно предположить, что уже в палеолите и особенно в неолите на территории Древнего Китая существовал ряд в большей или меньшей степени разработанных моделей загробного мира. Одним из древнейших его названий, зафиксированных письменными китайскими источниками, является 黄泉 Хуанцюань, буквальное значение которого — ‘Желтый источник’. Иероглиф 泉 цюань означает текущую в горной пещере или гроте воду, выходящую наружу у основания горы. Его значение согласуется с религиозными представлениями разных народов: архетип горы известен как место рождения и ухода предков, тоннель, соединяющий миры живых и мертвых; вода как граница, разделяющая эти миры, — тоже универсальный мотив мировой культуры. Семантику желтого цвета китайского Гадеса также можно реконструировать, прибегая к анализу знака 黃 хуан. Пиктограмма изображает человека с большим вздутым животом. Дополнительные сведения письменных памятников позволяют предположить, что желтый цвет изначально ассоциировался с болезнью и смертью и по совпадению с цветом земли, куда «уходили» умершие, стал определять и «пограничный» источник. После смерти человека душа 魄 по в виде 鬼 гуй отправляется в подземный мир предков — место, откуда она появилась в момент рождения. По мнению автора, эти знания связаны с традицией центра (бассейна Хуанхэ). Анализ текстов доханьского и ханьского периодов дает возможность сделать выводы, что Хуанцюань понимался как: 1) обозначение конца жизни человека; 2) обозначение нижнего предела в вертикальной модели мира; 3) сакральное место — место хранения 氣 ци, рождения и смерти десяти тысяч вещей. |
URI документа: | https://elib.bsu.by/handle/123456789/306186 |
DOI документа: | 10.21638/spbu13.2023.103 |
Scopus идентификатор документа: | 85167833134 |
Лицензия: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Располагается в коллекциях: | Кафедра языкознания и страноведения Востока (публикации, вышедшие не на ФМО) |
Полный текст документа:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
16479-Текст статьи-56623-2-10-20230725 (3).pdf | 877,86 kB | Adobe PDF | Открыть |
Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.