Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/288745
Заглавие документа: Болонский процесс в Армении и Беларуси: успехи и проблемы
Другое заглавие: Bologna Process in Armenia and Belarus: Successes and Problems
Авторы: Титаренко, Лариса Григорьевна
Заславская, Мария Игоревна
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Народное образование. Педагогика
Дата публикации: 2020
Издатель: Moscow Polytechnic University
Библиографическое описание источника: Vysshee Obrazovanie Rossii 2020;29(4):136-145.
Аннотация: Цель статьи – дать сравнительный анализ проблем, возникших в ходе выполнения болонских принципов в системах высшего образования (СВО) республик Армении и Беларуси. Опираясь на данные проведённого в 2017–2019 гг. сравнительного исследования модернизации систем высшего образования двух стран на основе методов экспертного опроса (эксперты – администрация и профессорско-преподавательский состав вузов), фокус-групп, контент-анализа национальных СМИ, данных статистики, авторы выявляют достигнутые успехи и раскрывают нерешённые проблемы в процессе внедрения болонских принципов. Показано, что обе страны формально обеспечили равный доступ к высшему образованию для своих граждан, возможности трудоустройства выпускников, участия студентов и преподавателей в процессах мобильности; в обеих странах внедрены двухступенчатая система обучения и система переводных баллов, новая педагогическая парадигма и компетентностный подход. В то же время обе страны испытывают существенные трудности, связанные прежде всего с недостаточным государственным финансированием СВО, нестыковками между разными уровнями управления, бюрократизацией и инерцией при практической реализации новых подходов. Поэтому даже при формально полном внедрении болонских принципов в Армении национальная СВО не стала полноправным участником ЕПВО. Что касается СВО Беларуси, её приоритетом остаются национальные принципы образования, которые определяют границы любых образовательных реформ, включая болонские. На основе проведённого анализа показано, что достижения в области интернационализации высшего образования Армении и Беларуси свидетельствуют об их стремлении превратить высшее образование в сферу рыночных услуг и росте конкурентоспособности на мировом уровне, однако пока не служат доказательством успешного включения СВО этих стран в ЕПВО. Большинство иностранных студентов приезжают в Армению и Беларусь из стран Азии и Африки, двухсторонняя мобильность со странами-членами Болонского процесса невелика.
Аннотация (на другом языке): The purpose of the article is to give a comparative analysis of the problems and achievements of the implementation of Bologna principles in higher education systems of the republics of Armenia and Belarus. Based on data from 2017-2019, a comparative study of the modernization of higher education systems of the two countries based on expert survey methods (experts are the administration and the teaching staff of universities), focus groups, content analysis of national media, statistics, and student surveys (only in Belarus), the authors identify the achieved successes and reveal unresolved problems in the process of implementing Bologna principles. It is shown that both countries formally ensured an equal access to higher education for their citizens, employment opportunities for graduates, participation of students and teachers in mobility processes; in both countries, a two-stage system of education and a system of transfer points, as well as a new pedagogical paradigm and competency-based approach have been introduced. At the same time, both countries are experiencing significant objective difficulties, associated primarily with insufficient state funding for higher education systems, inconsistencies between different levels of government, bureaucratization and inertia in the practical implementation of new approaches. Therefore, even with the formal implementation of the Bologna principles in Armenia, the national higher education system did not become a full-fledged participant in the European Higher Education Area. As for Belarus, its priorities remain the national principles of education, which define the boundaries of any educational reforms, including Bologna.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/288745
DOI документа: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145
Scopus идентификатор документа: 85086462805
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:Статьи факультета философии и социальных наук

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
2206-3363-1-SM.pdf229,16 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.