Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/286956
Заглавие документа: Эвалюцыя ідэйна-эстэтычных поглядаў Еўдакіма Раманава на развіццё беларускай літаратуры ў канцы ХІХ ст.
Другое заглавие: Evolution of Evdokim Romanov’s ideological and aesthetic views on the development of Belarusian literature in the late 19th century / I. N. Zaprudski
Эволюция идейно-эстетических взглядов Евдокима Романова на развитие белорусской литературы в конце ХІХ в. / И. Н. Запрудский
Авторы: Запрудскі, І. М.
Тема: ЭБ БГУ::ГРАМАДСКІЯ НАВУКІ::Літаратура. Літаратуразнаўства. Вусная народная творчасць
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дата публикации: 2022
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Журнал Белорусского государственного университета. Филология = Journal of the Belarusian State University. Philology. – 2022. – № 2. – С. 17-30
Аннотация: Аналізуюцца светапогляд, дзейнасць і тая частка творчай спадчыны Еўдакіма Раманава (1855–1922), якая дагэтуль застаецца маладаследаванай у беларускім літаратуразнаўстве. Як публіцыст, пісьменнік, крытык, тэкстолаг і выдавец мастацкіх твораў на беларускай мове, пераважна ананімных, ён праявіў сябе актыўным удзельн ікам літаратурнага працэсу ў Беларусі ў канцы ХІХ – пачатку ХХ ст. Яго літаратурныя апрацоўкі з выкарыстаннем прыёму мантажу народных легенд «Кара ў сто гадоў. Беларуская легенда» (1894), «Міласцівы Восіп, або Міласці хачу, а не ахвяры. Быль» (1896) спрыялі жанравай разнастайнасці айчыннай літаратуры і дэманстравалі інтэнцыі Е. Раманава максімальна выкарыстаць скарбы беларускай народнай творчасці для ўзбагачэння нацыянальнай мастацкай літаратуры, традыцыі якой толькі закладаліся ў той перыяд. Е. Раманаў быў заўзятым прыхільнікам ідэалогіі заходнерусізму, яго памфлет «Плач беларускай зямлі» (1894) выклікаў негатыўную рэакцыю ў грамадстве. Вучоны з’яўляўся адным з найбольш дзейных даследчыкаў і папулярызатараў паэмы «Тарас на Парнасе». Яго стаўленне як рэцэнзента да творчасці Ф. Багушэвіча было неадназначным. На эвалюцыю ідэйна-эстэтычных поглядаў Е. Раманава на арыгінальныя творы на беларускай мове паўплывалі розныя фактары: прыватныя, культуралагічныя, ідэалагічныя, рэлігійныя і інш. У пачатку 1890-х гг. вучоны ставіўся да «штучных» беларускіх тво- раў насцярожана. Напярэдадні ХХ ст. ён выступіў складальнікам і выдаўцом анталогіі беларускіх мастацкіх твораў, што стала імпульсам для развіцця нацыянальнага прыгожага пісьменства.
Аннотация (на другом языке): The article is devoted to the analysis of the worldview, activity and that part of the creative heritage of Evdokim Romanov (1855–1922), which is still not widely studied in Belarusian literary criticism. As a publicist, writer, critic, textologist and publisher of texts in Belarusian language, mostly anonymous, the scientist proved to be an active participant of the literary process in Belarus in the late 19th and early 20th centuries. His literary adaptations with the use the montage of folk legends «Punishment in a hundred years. Belarusian legend» (1894), «Merciful Osip, or I want mercy, not sacrifice. Bylit» (1896) contributed to the genre enrichment of national literature and demonstrated E. Romanov’s intentions to use maximally the treasures of Belarusian folk art to enrich national literature, it’s traditions were only laid down in that period. As an ardent supporter of the ideology of Western Russianism, E. Romanov was the author of the pamphlet «Cry of the Belarusian land» (1894), which provoked a negative reaction in society. The scientist was one of the most energetic researchers and popularisers of the poem «Taras on Parnassus». His attitude as a reviewer to the work of F. Bogushevich was ambiguous. The evolution of E. Romanov’s ideological and aesthetic views on the original works in the Belarusian language was influenced by various factors: private, cultural, ideological, religious and others. In the early 1890s the scientist was wary to artificial Belarusian works. In the early 20th century he compiled and published an anthology of Belarusian works, which became the impetus for the development of national writing. = Анализируются мировоззрение, деятельность и та часть творческого наследия Евдокима Романова (1855–1922), которая еще мало изучена в белорусском литературоведении. Как публицист, писатель, критик, текстолог и издатель художественных произведений на белорусском языке, в основном анонимных, он проявил себя активным участником литературного процесса в Беларуси конца ХIХ – начала ХХ в. Его литературные обработки с использованием монтажа народных легенд «Кара в сто лет. Белорусская легенда» (1894), «Милостивый Осип, или Милости прошу, а не жертвы. Быль» (1896) способствовали жанровому разнообразию национальной литературы и демонстрировали стремление Е. Романова максимально использовать сокровища белорусского народного творчества для обогащения национальной литературы, традиции которой только закладывались в этот период. Е. Романов был ярым сторонником идеологии западнорусизма, его памфлет «Плач белорусской земли» (1894) вызвал негативную реакцию в обществе. Ученый выступал одним из самых активных исследователей и популяризаторов поэмы «Тарас на Парнасе». Его отношение как рецензента к творчеству Ф. Богушевича было неоднозначным. Эволюции идейно-эстетических взглядов Е. Романова на оригинальные произведения на белорусском языке способствовали различные факторы: частные, культурные, мировоззренческие, религиозные и др. В начале 1890-х гг. ученый настороженно относился к «искусственным» белорусским произведениям. В преддверии ХХ в. он составил и издал антологию белорусских художественных произведений, ставшую толчком к развитию национальной литературы.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/286956
ISSN: 2521-6775
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2022, №2

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
17-30.pdf537,52 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.