Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: https://elib.bsu.by/handle/123456789/280708
Заглавие документа: Ідэя сацыякультурнага сінтэзу ў беларускай філасофскай думцы пачатку ХХ ст.
Другое заглавие: The idea of socio-cultural synthesis in Belarusian philosophical thought at the beginning of the 20th century / V. I. Utkevich
Идея социокультурного синтеза в белорусской философской мысли начала ХХ в. / В. И. Уткевич
Авторы: Уткевіч, В. І.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Философия
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология
ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Культура. Культурология
Дата публикации: 2022
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Человек в социокультурном измерении = Human in the socio-cultural dimension. – 2022. – № 1. – С. 41-47
Аннотация: Прааналізаваны філасофскія эсэ Ігната Канчэўскага (Абдзіраловіча) «Адвечным шляхам (дасьледзіны беларускага светагляду)» (1921) і Уладзіміра Самойлы (Сулімы) «Гэтым пераможаш!» (1924). Паказана, што, з пункту гледжання айчынных мысліцеляў пачатку мінулага стагоддзя, беларуская культура гістарычна развівалася пад уздзеяннем як усходняга, так і заходняга тыпу культуры. Аднак калі І. Канчэўскі лічыў, што гэта ўздзеянне мела не толькі негатыўны, але і пазітыўны характар, то, па меркаванні У. Самойлы, яно было пераважна адмоўным, у выніку чаго на беларускай аснове адбыўся не дыялектычны сінтэз усходняга (увасобленага ў рускай культуры) і заходняга (увасобленага ў польскай культуры) сацыятыпаў, а іх узаемаадмаўленне. Адпаведна, на думку І. Канчэўскага, гэты сінтэз вельмі важны, ён магчымы на шляху аб’яднання ўсяго лепшага з названых культур, а, на думку У. Самойлы, яго роля ў фарміраванні ўнікальнага беларускага сацыятыпу перабольшана.
Аннотация (на другом языке): The author analyses the philosophical essays of Ignat Kanchjewski (Abdziralovich) «The eternal way (studies of the Belarusian worldview)» (1921) and Uladzimir Samoila (Sulima) «Win with this!» (1924). It is shown that from the point of view of domestic thinkers of the beginning of the last century the Belarusian culture has historically developed under the influence of both Eastern and Western types of culture. However, if I. Kanchjewski believed that this impact was not only negative but also positive, in terms of U. Samoila, it was mostly negative, as a result of which on Belarusian soil there was not a dialectical synthesis of Eastern (embodied in Russian culture) and Western (embodied in Polish culture) sociotypes, but their mutual denial. Accordingly, this synthesis is very important about I. Kanchjewski, it is possible to unite all the best of these cultures, and its role in the formation of a unique Belarusian sociotype is exaggerated about U. Samoila. = Проанализированы философские эссе Игната Кончевского (Обдираловича) «Извечным путем (исследования белорусского мировоззрения)» (1921) и Владимира Самойло (Сулима) «Этим победишь!» (1924). Показано, что, с точки зрения отечественных мыслителей начала прошлого столетия, белорусская культура исторически развивалась под воздействием как восточного, так и западного типа культуры. Однако если И. Кончевский считал, что это взаимодействие имело не только негативный, но и позитивный характер, то, по утверждению В. Самойло, оно было преимущественно отрицательным, в результате чего на белорусской основе произошел не диалектический синтез восточного (воплощенного в русской культуре) и западного (воплощенного в польской культуре) социотипов, а их взаимное отрицание. Соответственно, по мнению И. Кончевского, этот синтез очень важен, он возможен на пути объединения всего лучшего из названных культур, а, по мнению В. Самойло, его роль в формировании уникального белорусского социотипа преувеличена.
URI документа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/280708
ISSN: 2709-5738
Лицензия: info:eu-repo/semantics/openAccess
Располагается в коллекциях:2022, №1

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
41-47.pdf385,08 kBAdobe PDFОткрыть
Показать полное описание документа Статистика Google Scholar



Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.