Logo BSU

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот документ: http://elib.bsu.by/handle/123456789/182983
Заглавие документа: Современные иностранные языки в контексте актуальных проблем лингвокультурологии: исследование и преподавание : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ ; научный руководитель О. И. Уланович
Авторы: Уланович, О. И.
Кожинова, А. А.
Савик, С. Н.
Кондратенко, Т. Л.
Торжок, А. Г.
Зайцева, В. А.
Лапунова, О. В.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Языкознание
Дата публикации: 2013
Издатель: Минск : БГУ
Аннотация: Объект исследования – современный экономический, политический, общественный и культурный дискурс в контексте кросс-культурной коммуникации, что обеспечивает понимание дискурса как формы социального взаимодействия и отношений, зависящих от ценностей и норм общества, условностей и социальных практик, детерминированных и находящихся под влиянием структур власти, социальных, политических и культурных процессов. Цель работы – разработка целостной концепции исследования и преподавания современных иностранных языков в лингвокультурологическом ключе с учетом сравнительно-исторического, компаративно-лингвистического и когнитивного аспектов. Методология проведения работы базируется на изучении дискурсивной коммуникации и языковых явлений (от фонетического до синтагматического уровня), отражающих как основные тенденции исторического развития того или иного языка, так и наиболее общие тенденции их функционирования в современном мире. Используются как индуктивные методики эмпирических исследований, так и дедуктивный метод с целью создания целостной концепции языкового развития и лингвокультурологических актуалий современного мира. Важное значение для проведения исследования имеет также метод обобщения (синтеза) опыта предшествующих исследований в области лингвистики, а также метод их сравнения с передовыми достижениями отечественной и зарубежной науки и метод систематизации полученных данных. Результаты проведенной НИР: 1) формирование основ научно-исследовательской школы когнитивно-дискурсивных исследований языка и речи, выявляющих философско-мировоззренческие, общественно-политические и культурно-исторические аспекты духовной жизни народа и современного человека, которые отражены в 6 сборниках научных трудов (отв. ред. Уланович О.И.), подготовленных по результатам проведенных кафедрой 4 международных научно-практических конференций; 3 монографиях (2 из них коллективные); 90 научных статьях (5 из которых опубликованы в странах дальнего зарубежья, 26 – в странах СНГ); общее количество публикаций членов кафедры – 363; 2) активное внедрение эффективных, инновационных форм и методов работы, новых образовательных технологий в учебный процесс, что реализует одно из приоритетных направлений фундаментальных исследований – новые технологии и средства в системе образования и воспитания (11 актов внедрения; создание компьютерных тестов на базе ИТКП eUniversity по дисциплинам «Практическая фонетика», «Страноведение», «Лексикология», «Введение в языкознание», «Общее языкознание»; использование корпусных технологий, вспомогательных электронных переводческих программ, сетевых ресурсов); 3) разработка и публикация 24 учебных и учебно-методических пособий (1 с грифом Министерства образования РБ; 9 – в странах СНГ) по актуальным дисциплинам в рамках подготовки современных переводчиков, что реализует ключевое направлений фундаментальных исследований – научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инновационного развития национальной системы образования; 4) активное руководство научно-исследовательской работой студентов, что обеспечивает научный потенциал кафедры как структурного подразделения системы образования (146 публикаций студентов, осуществленных под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры); 5) высокая активность в направлении организации обмена опытом в рамках проведения международных научно-практических мероприятий, сотрудничества с научными организациями (отраслевой наукой), образовательными учреждениями, научно-производственным сектором (организация и проведение Международного фестиваля языков (16 апреля 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Кросскультурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков» (25 октября 2011 г.); Республиканского научно-практического семинара с международным участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования» (26-27 октября 2012 г.); Второй Международной научно-практической конференции «Кросскультурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков» (25-26 октября 2013 г.)). Новизна научно-исследовательской деятельности кафедры заключается в системном изучении содержательных компонентов индивидуального и массового сознания как конструкта оязыковленных ментальных полимодальных образов, аффективно-ценностных образований, процессов, механизмов через комплекс средств их вербализации на всех уровнях языковой системы, а также во всем разнообразии речевых и дискурсивных практик. В рамках лингвокультурологии это позволило приблизиться к решению целого ряда как фундаментальных, так и частных проблем, таких как исследование менталитета, этнокультурных доминант, национального характера, социальных представлений и установок, психических процессов и состояний личности. В контексте лингводидактики результаты исследований, внедренные в учебный процесс, концептуализируют основу лингвокультурологической компетенции специалистов в сфере коммуникации как систему концептов – ценностно-смысловых квантов особой, идеологически, культурно и национально-исторически обусловленной ментальности, которые являются основой всех познавательных и коммуникативных действий специалиста, в том числе и его профессиональной переводческой деятельности. Результаты НИР полностью внедрены в учебный процесс, организуемый кафедрой теории и практики перевода, что позволяет расширить диапазон профессиональных возможностей будущих лингвистов-переводчиков, а также формирует установку молодых специалистов на инновационное развитие своей профессиональной деятельности. Значимость работы обусловлена наличием на кафедре достаточного потенциала для дальнейшего формирования научной школы когнитивно-дискурсивных исследований языка и речи, воплощающей весьма популярное и актуальное направление в современной лингвистической исследовательской практике. Экономическая значимость деятельности кафедры воплощается преимущественно в использовании результатов НИР для собственных нужд с целью повышения эффективности и результативности подготовки специалистов-переводчиков, а также обеспечения качественных основ высокой конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. Современная лингвистическая наука тяготеет к междисциплинарным исследованиям, следовательно, необходим такой объект исследования, который поддавался бы анализу с разных позиций. Данное положение в полной мере относится к понятиям «дискурс», «концепт», «ментальность». Продолжение исследований в данной области видится перспективной и актуальной задачей, поскольку позволяет выявить посредством анализа языковых и речевых явлений разноплановые экстралингвистические особенности коммуникации, описать языковое сознание и языковую картину мира.
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/182983
Регистрационный номер: № госрегистрации 20090923
Располагается в коллекциях:Отчеты 2013

Полный текст документа:
Файл Описание РазмерФормат 
отчет Уланович 20090923.doc663 kBMicrosoft WordОткрыть


Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.