Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elib.bsu.by/handle/123456789/114110
Title: | Исследование особенностей социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей с учетом типологии семей и разработка модели комплексного сопровождения семей усыновителей : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / научный руководитель Ю. Ф. Лахвич |
Authors: | Лахвич, Ю. Ф. Фролова, Ю. Г. Поспелова, Н. С. Головнева, О. С. Бородачева, Е. М. Дмитриева, О. А. |
Keywords: | ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Социология ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология |
Issue Date: | 2014 |
Publisher: | Минск : БГУ |
Abstract: | Объектом исследования является процесс социально-психологической адаптации детей и родителей в семье усыновителей. Цель работы – изучить особенности социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей и разработать модель комплексного социально-психологического сопровождения таких семей. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы, сравнительный анализ и обобщение, эмпирические методы (метод опроса в форме анкетирования, тестирование), методы математической обработки данных: коэффициенты корреляции Спирмена, Кендалла, Крамера, критерий Стьюдента, непараметрические методы (критерий Манна-Уитни, критерий Крускалла-Уоллеса, критерий Уилкоксона, критерий углового преобразования Фишера). В результате проведено масштабное исследование процесса социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей из разных регионов Республики Беларусь, включающее их анкетный опрос и углубленную психодиагностику в сравнении с контрольной группой биологических семей. Выделены особенности социально-психологической адаптации детей и родителей в семьях усыновителей с учетом типов данных семей и стажа усыновления. Представлена сравнительная характеристика особенностей социально-психологической адаптации в семьях усыновителей и биологических семьях. Разработана модель процесса социально-психологической адаптации детей и родителей в семье усыновителей, а также модель системы комплексного социально-психологического сопровождения семей усыновителей. Предложены теоретически и эмпирически обоснованные методические рекомендации специалистам органов охраны детства по социально-психологическому сопровождению семей усыновителей с учетом типологии данных семей и необходимости адресного подхода к процессу сопровождения. Результаты исследования внедрены в практику работы специалистов Национального центра усыновления во всех областных центрах республики, а также сектора охраны детства и социально-педагогического центра Московского района г. Минска. Разработки используются в учебном процессе кафедры содержания и методов воспитания ГУО «Академия последипломного образования». Полученные результаты могут найти применение в процессе психологической подготовки семьи для усыновления, в коррекционно-профилактической и консультативной работе с кандидатами в усыновители и психологическом сопровождении их семьи после усыновления. Экономическая и социальная значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволило всесторонне изучить процесс социально-психологической адаптации в семьях усыновителей разных типов и разработать на этой основе комплексную систему социально-психологического сопровождения данных семей. Знание закономерностей и этапов адаптации, а также критериев, по которым можно оценить успешность данного процесса, позволит своевременно оказывать семье усыновителей необходимую психолого-педагогическую поддержку и помощь, что будет содействовать успешному функционированию семьи усыновителей и предотвращению повторного возврата детей в интернатные учреждения. |
URI: | http://elib.bsu.by/handle/123456789/114110 |
Registration number: | № гос. регистрации 20120801 |
Appears in Collections: | Отчеты 2014 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
отчет_20120801_Лахвич.doc | 10,38 MB | Microsoft Word | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.